Буданова Н.М. » 15 июн 2011, 12:00
В Российскую школу приходит новый образовательный стандарт. Введение стандартов второго поколения – это необходимость, продиктованная жизнью. В жизни страны произошло много перемен, особенно в образовании: стране нужны люди не просто с набором знаний, но умеющие их применять. С введением нового всегда возникает множество вопросов и проблем. Это вызывает определённое беспокойство педагогической общественности. И первое, что волнует, как это новое отразится на деятельности каждого учителя в отдельности?
Авторы государственных образовательных стандартов, безусловно, в первую очередь, думали над тем, каким должен быть учитель, способный воспитать достойного гражданина России. Прежде всего он должен быть не транслятором знаний, не "урокодателем", а человеком, который способен проектировать образовательную среду ребенка, чтобы в результате увидеть продвижение ребенка в его развития.
Кроме того, каждый учитель должен задуматься серьёзно о самообразовании, полнее использовать на уроках современные образовательные технологии. Он должен постоянно совершенствовать своё мастерство, осуществлять поиск различной информации, перерабатывать её и применять в своей работе, то есть быть способным к инновационной профессиональной деятельности, обладать сформированной готовностью к непрерывному самообразованию. Такова основа кадровой политики. В компетентность учителя входит и умение владеть ИКТ – средствами. Это требование времени. Именно таким учителям и работать по-новому. Оснащение кабинетов компьютерной техникой – это не показатель того, что новый стандарт будет внедрён. В помощь учителю здесь необходимы, конечно, новые УМК.
В прошлом учебном году я начала работать по новому УМК «Планета знаний». Предметное содержание и структура нового учебно-методического комплекта полностью соответствует требованиям нового государственного «Стандарта начального общего образования». Содержание учебного материала обеспечивают дифференциацию обучения, а инвариантная и вариативная части, проектная деятельность реализуют индивидуальный темп развития каждого ученика.
Стандарты второго поколения определяют общие требования к результатам начального образования. Теперь в начальной школе мы должны сформировать новые умения – универсальные, составляющие основу умения учиться. Чтобы быть готовым к этому, учителю следует осмыслить идею системно – деятельностного подхода как основы ФГОС и создавать условия для формирования универсальных учебных действий.
С введением новых стандартов принципиально должна меняться и система оценивания качества образования. Внутришкольная система оценивания должна соответствовать той системе, которая будет применяться на государственном уровне при переходе учащихся на новую ступень обучения. Задания за курс начальной школы нацелены на развитие метапредметных умений.
Новые стандарты подразумевают не только обязательные учебные занятия, но и дополнительную образовательную программу школы, осуществляемую во второй половине дня. А это дополнительные 10 часов. Это приведёт к дополнительной нагрузке учащихся, поэтому нужно будет продумать создание условий для проведений дополнительных занятий таким образом, чтобы не навредить здоровью учащихся, особенно здоровью первоклассников.
Переход на новые образовательные стандарты вызовет проблемы и в работе с родителями. Нам, учителям, приходится быть хорошими психологами. Ведь придётся перестраивать понимание родителями учебного процесса. Нужно научить родителей быть помощниками своим детям так, чтобы их помощь не расходилась с методами и приёмами, используемых на уроках.
Но нам к трудностям не привыкать. Система начального образования претерпевала изменения много раз. Думаю, вы со мной согласитесь, что учителя начальных классов – люди, которые очень быстро реагируют на все изменения в образовании. Любая инновационная деятельность предполагает преодоление препятствий. Каждый педагог на сегодняшний день владеет современными технологиями, проходит курсовую подготовку, А внедрение ФГОС будет успешно и постепенно проходить именно там, где есть интеллектуальный потенциал и детский, и педагогический.
Буданова Н.М.
учитель начальных классов
Никольского филиала МОУ Рассказовской сош