Цели и принципы организации внеурочной деятельности

Цели и принципы организации внеурочной деятельности

Сообщение admin » 15 мар 2011, 16:23

Цели организации внеурочной деятельности детерминированы изложенными в государственном стандарте требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, интересами и потребностями обучающихся, запросами их родителей, целевыми установками педагогического коллектива образовательного учреждения.
В качестве главного целевого ориентира рассматривается содействие интеллектуальному, духовно-нравственному и физическому развитию личности младших школьников, становлению и проявлению их индивидуальности, накоплению субъектного опыта участия и организации индивидуальной и совместной деятельности по познанию и преобразованию самих себя и окружающей действительности. Конкретные цели определяются педагогическим коллективом образовательного учреждения самостоятельно.
Для достижения главной цели необходимо строить внеурочную деятельность на основе таких методологических подходов, как гуманистический, системный, синергетический, деятельностный, квалиметрический, и в соответствии со следующими принципами:
1. Принцип гуманистической направленности. При организации внеурочной деятельности в максимальной степени учитываются интересы и потребности детей, поддерживаются процессы становления и проявления индивидуальности и субъектности школьников, создаются условия для формирования у учащихся умений и навыков самопознания, самоопределения, самостроительства, самореализации, самоутверждения.
2. Принцип системности. Создается система внеурочной деятельности младших школьников, в которой устанавливаются взаимосвязи между:
- всеми участниками внеурочной деятельности – учащимися, педагогами, родителями, социальными партнерами;
- основными компонентами организуемой деятельности – целевым, содержательно-деятельностным и оценочно-результативным;
- урочной и внеурочной деятельностью;
- региональной, муниципальной, общешкольной, классной, индивидуальной системами воспитания и дополнительного образования школьников.
3. Принцип вариативности. В образовательном учреждении культивируется широкий спектр видов (направлений), форм и способов организации внеурочной деятельности, представляющий для детей реальные возможности свободного выбора и добровольного участия в ней, осуществления проб своих сил и способностей в различных видах деятельности, поиска собственной ниши для удовлетворения потребностей, желаний, интересов.
4. Принцип креативности. Во внеурочной деятельности педагоги поддерживают развитие творческой активности детей, желание заниматься индивидуальным и коллективным жизнетворчеством.
5. Принцип успешности и социальной значимости. Усилия организаторов внеурочной деятельности направляются на формирование у детей потребности в достижении успеха. Важно, чтобы достигаемые ребенком результаты были не только личностно значимыми, но и ценными для окружающих, особенно для его одноклассников, членов школьного коллектива, представителей ближайшего социального окружения учебного заведения.
admin
Администратор
 
Сообщений: 11
Зарегистрирован: 04 фев 2011, 20:41

Re: Цели и принципы организации внеурочной деятельности

Сообщение efremovanin » 17 мар 2011, 20:24

На основе национального воспитательного идеала, важнейших задач духовно-нравственного воспитания российских школьников, приведенных в Концепции, а также с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом, определены общие задачи воспитания и социализации младших школьников:
В области формирования личностной культуры:
• формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;
• укрепление нравственности – основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установки личности школьника поступать согласно своей совести;
• формирование основ морали – осознанной обучающимся
необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом; укрепление у младшего школьника позитивной нравственной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма;
• формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
• принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
• формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
• формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;
• развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;
• осознание младшим школьником ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности в пределах своих возможностей;
• формирование нравственного смысла учения.
В области формирования социальной культуры:
• формирование основ российской гражданской идентичности; 10 10
• пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за
Отечество;
• формирование патриотизма и гражданской солидарности;
• развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
• укрепление доверия к другим людям;
• развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
• становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
• формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
• формирование основ культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России.
В области формирования семейной культуры:
• формирование отношения к семье как к основе российского общества;
• формирование у младшего школьника почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
• знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
Ефремова Нина Ревовна
учитель начальных классов МОУ Уметская СОШ
efremovanin
 
Сообщений: 25
Зарегистрирован: 17 мар 2011, 18:30

Re: Цели и принципы организации внеурочной деятельности

Сообщение Gigalina68@mail.ru » 19 мар 2011, 01:15

Я работаю учителем начальных классов в МОУ СОШ № 13.Наше общеобразовательное учреждение является экспериментальной площадкой по внедрению федеральных образовательных стандартов второго поколения. В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) установлено, что учебный план определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав, структуру обязательных предметных областей и направлений внеурочной деятельности. Отдельную часть учебного плана составляет внеурочная деятельность, осуществляемая во второй половине дня. Особенности конструирования в рамках учебного плана внеурочной деятельности ФГОС НОО определены ее направления: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, используемые в нашем образовательном учреждении. Планируемый объем учебного времени - 10 часов в неделю. Нашими педагогами разработаны программы внеурочной деятельности по различным направлениям, для каждого класса предлагаются: обязательные формы деятельности и занятия по выбору из предлагаемых вариантов. Например, в художественно-эстетическом направлении – драматизация, музыкальное образование, досуговые мероприятия, клуб «Мой родной край», кружок «Бабушкина шкатулка». Внеурочная деятельность осуществляется через деятельностный подход, обеспечивающий компетенцию – «научить учиться», способствующая распределению умственной и физической нагрузки на ребенка, практическому применение знаний и учебных умений в решении внеурочных задач, формирует учебную мотивацию. При этом деятельностный подход обеспечивается разнообразной системой заданий. Все участники образовательного процесса: педагоги, родители, дети имеют возможность видеть, обсудить, оценить результаты деятельности в рамках предложенных курсов, посредством проведения мастер-классов и дня открытых дверей. Занятия проводятся в форме тренинга, что позволяет детям чувствовать себя комфортно в группе, что в свою очередь развивает толерантность и коммуникабельность обучающихся. Оценочной системы нет, поэтому каждый ребенок идет в своем темпе. Уровни заданий тоже разные, что облегчает работу педагога с детьми с разным уровнем развития. Дети имеют возможность проводить самооценку по базовым надпредметным умениям, формируемым в курсе. Именно поэтому различные формы организации внеурочной деятельности помогают им более безболезненно адаптироваться в новых социальных условиях. Это и ситуации успеха для разных детей, и обеспечение социализации, шанс создать и расширить единое образовательное пространство в условиях возможностей инфраструктуры самого образовательного учреждения и ресурсов социума. Участие детей во ВД учит их сотрудничать, вместе решать проблемы, обеспечивает подлинную вариативность образования. С уважением Жигалина Л.И.
Gigalina68@mail.ru
 
Сообщений: 3
Зарегистрирован: 18 мар 2011, 23:50

Re: Цели и принципы организации внеурочной деятельности

Сообщение Киселёва Татьяна » 20 мар 2011, 18:39

Я преподаю английский язык. Хотелось бы написать об одном из важных принципов организации внеурочной деятельности по английскому языку - принцип связи с жизнью. Реализация этого принципа позволяет обеспечить тесную связь внеурочной работы по иностранному языку с условиями жизни и деятельности ребенка. основные условия реализации этого принципа следующие:
1) систематическое ознакомление учащихся с актуальными событиями в жизни нашей страны и за рубежом, чтение газет, обсуждение политических и других новостей, выпуск теле- и радиопередач и бюллетеней по текущим событиям, подготовка и проведение тематических вечеров, конференций, фестивалей к юбилейным датам и т.д.
2) широкое использование краеведческого материала по темам: "Выдающиеся люди Тамбова", "История Тамбова", "Их именами названы улицы города" и т.д., организация экскурсий на изучаемом языке по музеями и памятным местам, выпуск стенгазет, создание проектов и презентаций.
3) встречи с людьми, использующими иностранный язык в своей профессиональной деятельности, носителями языка, знакомство с материалами, требующими владения иностранным языком, чтение и прослушивание текстов об использовании иностранных языков выдающимися людьми прошлого, а также нашими современниками.
4) использование на внеурочных занятиях материалов из жизни школы, создание ситуаций, адекватных реальным ситуациям общения, позволяющих учащимся высказывать свое мнение, поделиться своими впечатлениями, расспросить об интересующих их событиях и явлениях. и т.д.
Подготовка драматизаций и организация ролевых игр также способствует осуществлению принципа связи с жизнью, тат как они в какой-то мере имитируют реальный процесс общения, его содержание и внешнее проявление.
Тесное взаимодействие названных направлений со всем учебно-воспитательным процессом школы придает жизнеспособность всей системе внеурочной деятельности по иностранному языку.
Киселёва Татьяна
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 20 мар 2011, 16:59

Re: Цели и принципы организации внеурочной деятельности

Сообщение nikitinavb » 21 мар 2011, 19:52

Уважаемые коллеги!
Мне хотелось бы обратить внимание на актуальность принципа успешности и социальной значимости организации внеурочной деятельности. В условиях, когда «развивающемуся современному обществу нужны предприимчивые люди, способные к сотрудничеству, которые смогут самостоятельно принимать ответственные решения, поддерживать свою конкурентоспособность, важнейшими условиями которой становятся такие качества личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения», формирование у детей потребности в достижении успеха становится необходимым и достаточным условием социализации личности обучающихся. Создание ситуации успеха, в которой ребёнок может попробовать себя в различных социальных ролях, научиться работать в команде, достигнуть определённых результатов, значимых для него лично и для всех, кто работает вместе с ним, поможет сформировать социальные компетентности обучающихся, подготовиться к дальнейшей жизни с успешной адаптацией в новом мире. И начинать эту работу надо именно с младшими школьниками, используя возможности организации внеурочной деятельности в рамках введения ФГОС.
В.Б. Никитина, заместитель директора по ВР МОУ «ООШ №4» г. Котовска
nikitinavb
 
Сообщений: 3
Зарегистрирован: 17 мар 2011, 21:18


Вернуться в Организация внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1