Elena » 18 мар 2011, 19:46
Формы психолого-педагогического сопровождения и поддержки инновационной деятельности образовательного учреждения различны. Как правило, они определяются спецификой отдельных этапов экспериментальной работы школы. Вместе с тем можно выделить общие требования к такому сопровождению. Их можно рассматривать как важнейшую составляющую функционала школьного психолога.
Разработка или участие в разработке концепции эксперимента – задача педагога-психолога.
Участие во всех этапах инновационной экспериментальной деятельности школы.
Первый этап – выдвижение и обсуждение инновационной идеи (в случае, если коллектив не принимает уже готовую идею). На этом этапе у педагога-психолога обычно нет специфических задач.
Второй этап – оценка ресурсов школы для реализации новой идеи. Задача педагога-психолога – анализ идеи с точки зрения психологических и возрастных возможностей воспитанников, психологического климата в педагогическом коллективе, интересов родителей и т. п.
Третий этап – разработка или участие в разработке концепции эксперимента. Главная задача педагога-психолога – рефлексия по поводу психолого-педагогических основ, определяющих содержание эксперимента.
Четвертый этап – реализация эксперимента. Помимо решения собственных экспериментальных задач, педагог-психолог оказывает поддержку другим участникам эксперимента в достижении поставленных целей, в частности, оценивает текущие результаты эксперимента с точки зрения влияния инноваций на психическое развитие детей.
Пятый этап – трансляция образцов, разработанных в ходе эксперимента, в инновационные сети. Здесь необходима помощь педагога-психолога в обеспечении оптимальных форм такой трансляции.
Шестой этап – корректировка (возможно изменение) целей и задач школы в соответствии с результатами экспериментальной работы. На последнем, как и на первом этапе, у педагога-психолога нет специфических задач, отличных от задач всего педагогического коллектива. В своей деятельности он опирается на чувство гражданской ответственности, понимание сути своей профессиональной деятельности и корпоративной солидарности в сфере образования.
Следует отметить, что исключение педагога-психолога из какого-либо этапа фактически выводит его как активного участника из всего эксперимента. Педагог-психолог МОУ СОШ № 13 Лаптева Елена