Особенности психологического сопровождения УВП.

Областной форум проводится в целях повышения качества психолого-педагогического сопровождения и оказания помощи участникам образовательного процесса в условиях введения ФГОС нового поколения

Модератор: Валентина Чернышова

Особенности психологического сопровождения УВП.

Сообщение Лена Грипас » 16 мар 2011, 20:22

Развитие интеллектуального потенциала обучающихся- основное направление работы общеобразовательных учреждений в рамках новых образовательных стандартов. Поэтому главной задачей психологической службы является создание такой системы психолого-педагогического сопровождения, при которых дети могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Построение личностно-ориентированной развивающей модели начальной школы, которая будет совершенствоваться на других ступенях обучения актуальная задача психолого-педагогической службы города на современном этапе. Существенно для новых стандартов, что процесс обучения и воспитания учащихся рассматривается как система условий, обеспечивающих развитие детей. У них будут формироваться не только предметные, но и так называемые надпредметные и личностные компетенции. Наряду с высоким уровнем знаний не менее важной задачей обучения является проблема социализации школьников.
Перед психологами возникает новая задача: разработать такую систему оценки качества образования, которая отвечала бы новому стандарту. Это уже не может быть простая оценка знаний учащихся по определенным предметам. Психолог должен будет отслеживать формирование надпредметных компетенций учащихся, их личностное развитие и в итоге — уровень их социализации. Задачи непростые, хотя и имеют свое решение. Ведь развитие личности — это процесс, связанный с формированием ответственной позиции человека по отношению к своей деятельности, к другим людям, к самому себе. Совместно с педагогом и другими взрослыми именно психолог обеспечивает контроль за развитием учащихся, дает оценку комфортности образовательной среды, уровню ее безопасности для детей.
Но одним из самых важных моментов является то, что психолог из второстепенного участника должен занять основную позицию при построение УВП. Он будет отвечать за измерение результатов обучения, то есть, в частности, за определение уровня формирования компетенций учащихся. В школе должно возникнуть дифференцированное отношение к их способностям, склонностям, интересам, возможностям. Именно психолог отвечает за учет особенностей развития каждого ребенка в процессе обучения, соответствие этого процесса его индивидуальным возможностям.
И особое внимание на современном этапе в связи с введением новых образовательных стандартов необходимо уделять построению индивидуальных образовательных траекторий для различных категорий обучающихся.
В результате экспериментальных исследований по проблеме: «Развитие потенциальных возможностей младших школьников на основе построения индивидуальных образовательных маршрутов» выявлено, что психолого - педагогическими условиями развития потенциальных возможностей младшего школьника являются:
психолого-педагогическое сопровождение индивидуального пути развития каждого ребенка;
организация взаимодействия ученика со значимыми людьми (родителями, учителями);
создание «ситуации успеха» в учебной и вне учебной деятельности обучающихся и повышение таким образом мотивации учащихся.
Все это обеспечивает развитие потенциальных возможностей младших школьников и полноценное развитие творческих и интеллектуальных способностей младшего школьника.
В работе по формированию индивидуальных образовательных траекторий необходимо ориентироваться на следующие наиболее важные новообразования младшего школьника:
• перестройка познавательных процессов- формирование произвольности, продуктивности и устойчивости –развитие произвольного внимания, восприятия, памяти (прежде всего механической);
• развитие мышления – переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому и рассуждающему мышлению на уровне конкретных понятий;
• усвоение общеучебных навыков, умений чтения, письма, арифметических вычислений, накопление знаний;
• развитие саморегуляции поведения, воли;
• формирование адекватной самооценки;
• расширение сферы общения, появление в ученическом коллективе;
• развитие рефлексии – способности ребенка осознавать, что он делает , зачем и правильно ли делает.
Таким образом, у выпускника начальной школы, к концу его обучения в начальном звене, должны быть сформированы следующие основные компоненты его ведущей деятельности – учебной:
• достаточно высокий уровень овладения учебными навыками и действиями;
• развитие познавательной сферы должно соответствовать уровню актуальному возрастным нормам;
• обладать достаточно развитым мышлением и нормальным уровнем интеллектуального развития
• нормальный или высокий уровень учебной мотивации, сформированные учебно-познавательные мотивы;
• наличие сформированного контроля и самоконтроля
• наличие положительной самооценки
• хорошо развитую и в соответствии с возрастом стабильную эмоциональную сферу.
Особое место в психологическом портрете выпускника занимает формирование его коммуникативной компетентности, так как при переходе в среднее звено ведущей деятельностью становится общение. Поэтому важно, чтобы выпускник начальной школы имел опыт успешных коммуникативных действий и развитую способность к рефлексии.
Важнейшей линией в портрете выпускника являются и социально значимые качества, прежде всего присущие гражданину: уважение к родной стране, своему народу, его истории, осознание своих обязанностей перед обществом, другими людьми, самим собой. Т.е. уже на этапе младшего школьного возраста необходимо заложить первые “кирпичики” высших чувств – патриотизма, гуманизма, трудолюбия, так как без этих кирпичиков полноценное становление личности невозможно.
Вся работа педагога-психолога направлена на формирование именно такого ученика, что определяется стремлением к достижению сформированного нами “портрета выпускника начальной школы”
Формирование психологической основы ученика, направление его развития в соответствии с созданным психологическим портретом являются основными задачами психологической службы, которые реализуются во всех направлениях работы.
Именно в начальной школе проявляются первые способности, склонности, интересы, резервные возможности ребенка, поэтому очень важно именно на этом этапе создать для каждого ребенка ситуацию успеха в той деятельности, которая является для него личностно значимой, необходима положительная эмоциональная оценка любого достижения ученика. В связи с этим возникает необходимость расширения и внедрения различных психологических программ в рамках дополнительного образования, способствующих максимальному раскрытию личности каждого ученика, где он мог бы по-настоящему почувствовать себя успешным.
Однако это не исключает возможности психологической поддержки ребенка, которая , бузусловно, оказывалась и раньше, но в настоящее время становится ещё более востребованной.
Таким образом, психологическая составляющая несоизмерима с той, что была в предшествующем варианте. Поэтому, в условиях внедрения новых образовательных стандартов необходимо решение педагогами-психологами выше поставленных задач, повышение психологической компетентности всех участников образовательного процесса.
Лена Грипас
 
Сообщений: 3
Зарегистрирован: 16 мар 2011, 20:18

Re: Особенности психологического сопровождения УВП.

Сообщение efremovanin » 17 мар 2011, 18:59

Компетентности педагога-психолога начальной школы включают представление о планируемых результатах образования в начальной школе, знание Программы формирования универсальных учебных действий для начального общего образования, умение проектировать зону ближайшего развития, умение психологически обеспечивать учебную деятельность младших школьников, профессиональную деятельность учителей начальных классов, руководителей начального общего образования, создавать психологически безопасную, комфортную образовательную среду.Педагог, реализующий основную образовательную программу начального общего образования, должен:
• в общеобразовательной подготовке:
а) знать основы современных концепций природы, общества и техносферы;
б) иметь навыки продвинутого пользователя информационными и коммуникационными технологиями;
• в профессиональной подготовке:
а) обладать ключевыми профессиональными компетентностями, такими, как профессиональная коммуникация, умение решать профессиональные проблемы, информационная компетентность;
б) знать:
– философию образования, философские и культурологические концепции, лежащие в основе образовательных парадигм;
– возрастную и педагогическую психологию, основы психологии девиантного поведения, историю педагогики, педагогику, современное состояние и тенденции развития систем образования в России и за рубежом, основные направления региональной образовательной политики;
– способы оценки показателей интеллектуального, нравственного и волевого развития ребенка;
– методы оценки степени социальной напряженности в отношениях ребенка с окружающей средой;
– показатели формирования гражданской зрелости человека;
– принципы организации образовательной среды, в том числе воспитательной и информационно-образовательной;
– сущность современных педагогических технологий и методик, таких, как развивающее, проблемное, дифференцированное обучение, метод проектов, модульная педагогическая технология, здоровьесберегающие технологии, технология портфолио, а также педагогических технологий и методик, признанных приоритетными для системы образования субъекта Российской Федерации на среднесрочную перспективу (5 – 7 лет);
– правовые нормы отношений участников образовательного процесса;
в) уметь:
– оценивать текущее состояние, ресурс и потенциал развития обучающегося и предлагать научно обоснованные методы повышения их эффективности; учитывать индивидуальные особенности обучающихся в образовательном процессе;
– выбирать и применять современные образовательные технологии и технологии оценки, адекватные поставленным целям, в том числе обеспечивающим интенсивность и индивидуализацию образовательного процесса;
– применять дидактические методы и приемы организации самостоятельной работы обучающихся в информационно-образовательной среде;
– организовывать взаимодействие с детьми и подростками, совместную и индивидуальную деятельность детей;
– реализовывать в своей деятельности функции управления, такие, как разработка модулей образовательных программ, в том числе реализуемых во внеурочной деятельности, а также формирование индивидуальных образовательных траекторий обучающихся;
– использовать данные профессионального мониторинга (психологического, социального, медицинского) для планирования и реализации педагогической деятельности;
– использовать современные способы оценочной деятельности, корректно применять разнообразные оценочные шкалы и процедуры, формировать оценочную самостоятельность обучающихся;
– использовать для обеспечения образовательного процесса современные ресурсы на различных видах носителей информации;
– осуществлять профессиональную рефлексию;
– вести документацию;
г) владеть:
– конкретными методиками психолого-педагогической диагностики;
– средствами оценки и формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательном учреждении;
– современными технологиями проектирования образовательной среды, в том числе способами сопровождения, поддержки, компенсации, создания образовательных и тренинговых программ, проектов деловых и интерактивных игр, активных приемов обучения;
– методами организации сбора (индивидуальной, групповой, массовой) профессионально важной информации, обработки данных и их интерпретации;
• в предметной подготовке:
а) знать:
– содержание отраслей научного знания, которые положены в основу преподаваемых предметов, и области их применения в различных сферах человеческой деятельности;
– частные методики, позволяющие реализовать содержание начального общего образования;
– состав и особенности учебно-методических комплексов и дидактических материалов, в том числе на электронных носителях;
б) уметь:
– использовать частные методики;
– анализировать программы, учебно-методические комплексы и отдельные дидактические материалы;
– разрабатывать программы внеурочной деятельности;
– разрабатывать дидактические материалы.
Ефремова Нина Ревовна
учитель начальных классов МОУ Уметская СОШ
efremovanin
 
Сообщений: 25
Зарегистрирован: 17 мар 2011, 18:30

Re: Особенности психологического сопровождения УВП.

Сообщение efremovanin » 17 мар 2011, 19:05

В современной образовательной практике, наряду с формированием знаний и умений, в число приоритетных, включены цели, связанные с общим личностным развитием и сохранением психологического здоровья учащихся. Существенное значение в их достижении имеет психолого-педагогическое сопровождение обучаемых.
Пристальное внимание к школьной адаптации вызвано тем, что, являясь динамическим процессом прогрессивной перестройки функциональных систем организма, она обеспечивает возрастное развитие. Механизмы же приспособления, возникшие в процессе адаптации, вновь и вновь актуализируясь и используясь в сходных ситуациях, закрепляются в структуре личности и становятся подструктурами ее характера.
Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Они должны привык-нуть к коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям.
Начало обучения в школе совпадает с интенсивным психическим развитием. Идет формирование познавательной деятельности, развиваются различные виды памяти, словесно-логическое мышление. Высокая эмоциональность способствует преобладанию непроизвольных реакций. Но ученики уже могут сознательно управлять своим поведением, подчиняться необходимым требованиям – развивается произвольность. Поддержка мотивации идет через развитие любознательности. Недоразвитие мелкой моторики рук не позволяет некоторым детям достаточно успешно овладевать основами красивого письма. Поэтому важно уделять внимание развитию мелких мышц в разных видах деятельности. В младшем школьном возрасте у детей активно происходит формирование внутреннего плана действий, начинает развиваться способность к рефлексии.
Ефремова Нина Ревовна
учитель начальных классов МОУ Уметская СОШ
efremovanin
 
Сообщений: 25
Зарегистрирован: 17 мар 2011, 18:30

Re: Особенности психологического сопровождения УВП.

Сообщение kirasea » 17 мар 2011, 20:25

Главной задачей психологической службы является создание системы психолого-педагогического сопровождения, при которых дети могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
kirasea
 
Сообщений: 4
Зарегистрирован: 17 мар 2011, 19:50

Обновление функционала деятельности педагога-психолога

Сообщение Elena » 17 мар 2011, 22:29

Участие педагогов-психологов в инновационной работе объективно приводит к развитию психологической службы в школе. Как результат – педагоги-психологи постоянно сталкиваются с необходимостью создания или совершенствования модели своей деятельности.

Актуальность этих направлений вызвана утверждением Федерального государственного стандарта начального общего образования, а также скорым введением аналогичных стандартов для основного и полного среднего общего образования. Эти стандарты ориентированы на привитие ученикам предметных, метапредметных и личностных компетенций. Особую тревогу вызывает судьба метапредметных компетенций. Дело в том, что данный аспект развития учеников в процессе обучении еще мало проработан в традиционной педагогике. Определенные достижения в решении этой проблемы есть в теории развивающего обучения.

Практика развивающего обучения показывает, что необходима длительная и кропотливая работа педагога-психолога с учителем по анализу условий и результатов развития ученика в реальном учебно-воспитательном процессе. Очевидно, что необходимо поднять на более высокий уровень психологическую подготовку учителей. Значит, и на качественно более высокий уровень должно подняться взаимодействие педагога-психолога с учителем в деле организации учебно-воспитательного процесса. Лаптева Елена
Elena
 
Сообщений: 4
Зарегистрирован: 17 мар 2011, 22:13

Re: Особенности психологического сопровождения УВП.

Сообщение Марина Жданова » 18 мар 2011, 00:09

Одним из условий реализации требований ФГОС начального общего образования второго поколения, является внедрение здоровьесберегающих технологий в учебный процесс. Ведь состояние здоровья школьников внушает вполне обоснованную тревогу и требует принятия срочных мер по охране и укреплению здоровья в процессе обучения. Поэтому взаимодействие Психологической службы с педагогами начальных классов, администрацией и родителями очень актуально. Поэтому введение уроков психологии в начальной школе реально необходимо.Тем самым будут созданы необходимые личностные и интеллектуальные предпосылки для успешного протекания процесса обучения на всех последующих этапах образования.
М.А. Жданова
Марина Жданова
 
Сообщений: 7
Зарегистрирован: 17 мар 2011, 23:29

Re: Особенности психологического сопровождения УВП.

Сообщение Сердюкова Ольга » 18 мар 2011, 11:29

При осуществлении психологического сопровождения воспитательно-образовательного процесса в ДОУ необходимо помнить о наличии функциональной ассиметрии головного мозга у дошкольников. Как известно, указанные предпосылки существуют уже при рождении. Но развитие того или иного полушария, несмотря на генетическую предрасположенность к доминированию, связано с особенностями образования и развития. В связи с этим психологу необходимо проводить активную просветительскую работу по проблеме использования в работе с дошкольниками адекватных возрасту методов и методик работы.
Сердюкова Ольга
 
Сообщений: 4
Зарегистрирован: 17 мар 2011, 21:42

Re: Особенности психологического сопровождения УВП.

Сообщение Новикова Людмила » 18 мар 2011, 13:37

Осуществляя переход к новым образовательным стандартам ,психологам необходимо в рамках коррекционно-развивающей работы уделять большое внимание стрессоустойчивости каждого участника образовательного процесса. Ведь наша главная задача - сохранение здоровья( как психического, так и телесного.)
Психолог выходит "из-за кулис" на общеобразовательную сцену главным действующим лицом.Это конечно повышает наш рейтинг, т.к. ожидаемые результаты -
сверхсовершенная модель выпускника начальной школы. :geek:
Новикова Людмила
 
Сообщений: 4
Зарегистрирован: 18 мар 2011, 12:20

Re: Особенности психологического сопровождения УВП.

Сообщение Сова Юлия Игоревна » 18 мар 2011, 17:09

Действительно, сопровождение образовательной деятельности в учреждении должно осуществляться целой группой специалистов-психологов. Речь идет о создании психологической службы в образовательных учреждениях.
Сова Юлия Игоревна
 
Сообщений: 4
Зарегистрирован: 17 мар 2011, 15:18

Re: Особенности психологического сопровождения УВП.

Сообщение Ирина » 18 мар 2011, 18:36

Переход на новый образовательный стандарт требует обновления научно-методических комплектов и методов обучения для реализации системно- деятельностного подхода. Меняется вся система обучения. Меняются формы организации урока. Основное внимание будет уделяться развитию личности ребенка, дети будут выполнять различные проектные, исследовательские работы и т.д. К этому психологически должны быть готовы все субъекты образовательного процесса. Задача педагога-психолога им в этом помочь.
С уважением педагог-психолог МОУ Уваровщинская сош И.А.Эктова.
Ирина
 
Сообщений: 4
Зарегистрирован: 17 мар 2011, 19:04

След.

Вернуться в Психологическое сопровождение участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС нового поколения

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1