В условиях реализации новых образовательных стандартов школа становится институтом, который должен систематично заниматься развитием интеллектуального потенциала своих граждан. Внедрение инновационных технологий невозможно без людей, которые свободно владеют этими технологиями — могут проектировать, создавать и использовать их. В связи с этим в современной школе необходимо создать такие условия обучения, при которых дети могли бы раскрыть свои потенциальные возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Решению этой задачи должны соответствовать обновленное содержание и цели образования.
Меняются требования к результатам освоения основных образовательных программ, требования к их структуре и содержанию, к условиям их реализации. Наряду с высоким уровнем знаний не менее важной задачей обучения является проблема социализации школьников.
Перед психологами и педагогами возникает новая задача: разработать такую систему оценки качества образования, которая отвечала бы новому стандарту. Это уже не может быть простая оценка знаний учащихся по определенным предметам — оценивать придется формирование надпредметных и личностных компетенций. Но даже если представить, что такая система разработана, встает не менее важный вопрос: кто сможет оценить уровень формирования этих компетенций? На наш взгляд, с этой задачей может справиться специалист, отвечающий за проблемы полноценного и комфортного обучения детей, то есть школьный психолог.
На наш взгляд, новые образовательные стандарты могут существенно поменять «расстановку сил» всех участников образовательного процесса. Педагог - психолог из второстепенного участника может превратиться в ключевую фигуру.
В связи с этим, большое внимание сегодня уделяется развитию профессиональных компетенций педагога-психолога, к таким компетенциям следует отнести умение конструктивно общаться, работать в группе, а также строить деятельность в соответствии с возрастом ребенка и его особенностями.