Галкина Алла » 23 май 2011, 16:45
Уважаемые коллеги!
Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последнее десятилетие, – перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий – влекут за собой и изменения системы оценивания.
Оценка – понятие очень широкое, одним из возможных проявлений которого является отметка по какой-либо системе (пяти, десяти, двадцатибальной). Все учителя знают соотношение между количеством допущенных ошибок того или иного типа и выставляемым за это баллом. Но, наверное, каждый ученик сталкивался с тем, что такие критерии не всегда ясны, и более того, часто уступают место субъективным учительским взглядам. Снижение балла за абсолютно правильный, но неуверенный ответ, снисходительное отношение к отличнику, который сегодня отвечает не блестяще, но которому «один раз простительно», или, наоборот, более требовательное отношение к сильному ученику, потому что «он может лучше», – вот некоторые примеры учительского субъективизма при выставлении отметки. А ведь по сути все они – попытки выйти за рамки отметок, выразить что-то большее, чем сухое соотношение «количество ошибок – балл», то есть перейти от отметки к оценке. Беда в том, что применение таких персонифицированных отметок таит в себе опасность: как только преподаватель начинает учитывать не только количество допущенных ребенком ошибок, но и, например, общий уровень его знаний, критерии оценивания становятся неуловимыми, о них теперь знает только сам учитель, да и у всех педагогов они разные. В результате ребенок не получает адекватной оценки своих знаний.
Если у отметок слишком много недостатков, не стоит утверждать, что надо вообще отказаться от оценивания. Делать это необходимо, иначе дети не увидят ни своих проблем, ни путей их преодоления. При безотметочном оценивании контроль над работой школьников вовсе не исключен, но преподаватель не выносит вердикт, а помогает ребенку понять, какие темы тот усвоил, а над чем надо еще поработать. Здесь допустимо применять различные типы оценивания. Например, диктант по русскому языку имеет цель проверить десять правил правописания. За каждое правило педагог ставит либо плюс (если все слова написаны верно), либо минус (если допущена ошибка). При желании результаты легко перевести в баллы: минус равен нулю баллов, плюс – одному баллу. Но критерии такой оценки, в отличие от традиционной отметки, абсолютно ясны и ребенку, и родителям. К тому же здесь мы показываем не просто соотношение ошибки и балла, а то, какие правила ребенок усвоил, а какие нет. Оценка стимулирует дальнейшую работу ученика, а не закрывает ему пути к развитию.
В настоящее время уже в начальной школе весьма актуальной становится необходимость использования нового инструмента оценки учебных достижений. Таким инструментом является портфолио – портфель индивидуальных образовательных достижений. Портфолио в традиционном понимании – это коллекция работ обучающегося, демонстрирующая его достижения и прогресс, достигнутый в процессе обучения за определенный отрезок времени.
При использовании портфолио учитываются следующие факторы:
– смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету;
– интеграцию количественной и качественной оценок;
– перенос педагогического ударения с оценки на самооценку;
– основной смысл портфолио: "Показать все, на что ты способен".
Портфолио помогает решать следующие важные педагогические задачи:
• поддерживать и стимулировать учебную мотивацию школьников;
• развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;
• формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
• закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной специализации.
Портфолио для обучающихся начальной ступени используется учителем как альтернативный способ оценки личных достижений ребенка.
Для обучающегося это форма представления индивидуальной направленности своих знаний, умений, интересов, программирование успеха личностного роста, развитие творческого мышления, возможность выразится, высказаться и заявить о себе.
При работе с портфолио выдерживаются основные принципы
• принцип добровольности (если в первом классе обучающемуся сложно начинать работу, то он может включиться в течение любого периода начальной школы);
• оказание помощи со стороны учителя и родителя;
Обязательное условие успешной работы – знакомство родителей с данной технологией. Родители – участники создания портфолио, так как у обучающихся данного возраста нет навыка оформления работы. Работа должна быть красиво оформлена, ребенок должен чувствовать заинтересованность взрослых.
Вот уже на протяжении двух лет учащиеся образовательных учреждений города Моршанска с удовольствием ведут и заполняют свои личные портфолио. В них мы выделили такие разделы:
Раздел 1. «Мой мир».
Раздел 2. «Моя учёба».
Раздел 3. «Моя общественная работа».
Раздел 4. «Моё творчество».
Раздел 5. «Мои впечатления».
Раздел 6. «Мои достижения».
Раздел 7. «Содержание».
Такая работа позволяет учащимся адекватно оценивать свои результаты, сравнивать свой уровень развития, что приводит к повышению нередко заниженной самооценке учащихся, придаёт им уверенность в своих силах, повышает степень самостоятельности. В конце каждого учебного года проводится ставший уже традиционным конкурс « Лучшее портфолио», в котором ребята представляют на суд жюри свои портфолио. Стремление к победе так же стимулирует и активизирует творческие способности ребят, приводит к развитию познавательной сферы.
Показателем прогресса в работе над портфолио считать глубокий и осмысленный самоанализ и рефлексию собственной деятельности, самооценку портфолио.
В начальной школе такая форма оценивания детей, как портфолио, должна, прежде всего, носить обучающий характер, быть не формой, а «инструментом», с помощью которого формируется у младших школьников контрольно-оценочная самостоятельность через поддержку их высокой учебной мотивации.
Представляется крайне важным с первых лет пребывания ребёнка в школе приучать его к систематической работе по сбору папки личных достижений – ведь она является «технологией всматривания в себя», которая понадобиться обучающемуся на протяжении всей его жизни.
Портфолио способствует повышению самооценки учащегося, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста.
С уважением, Галкина Алла Владимировна, методист МУ «РЦСО», г. Моршанск.