Страница 16 из 17

Re: Система оценивания младших школьников

СообщениеДобавлено: 23 май 2011, 07:24
Берестнева
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Оценивающую работу я провожу так: для получения объективной картины об освоении образовательных программ применяю систему контроля, которая включает: стартовую диагностику, оценку образовательных достижений на рубежных этапах обучения с определением индивидуального прогресса и при необходимости диагностику проблем в обучении, а также итоговую аттестацию.
На основании результатов оценки принимаю решения, например, об освоении образовательной программы (учебной программы, раздела или темы курса и т.д.), об определении образовательной траектории учащегося, об оказании необходимой помощи в обучении.
Берестнева Елена Евгеньевна - учитель начальных классов ТОГОУ "Жердевская общеобразовательная школа-интернат среднего (полного) общего образования"

Re: Система оценивания младших школьников

СообщениеДобавлено: 23 май 2011, 10:00
Kravtsova svetlana
Доброе утро, уважаемые коллеги! Очень внимательно прочитала сообщение Баженовой Любови Михайловны (МОУ СОШ №13 г.Тамбова). Думаю, что многим педагогам понравилась эта идея. Всё замечательно, но возникло несколько вопросов. Я знаю, что в этой школе общепринятой является пятибальная система. Значит, стобальная используется неофициально, при самооценке. Это всё хорошо. Но большинство детей в первом полугодии не могут сравнить, к примеру, что больше: 48 или 72.Как Вы выходите из этой ситуации? Какая работа предшествует этому? И еще, Любовь Михайловна, какие критерии оценивания существуют при стобальной системе? 69 - это хорошо или плохо? А 38? Где границы между разными уровнями? В условиях перехода на новые стандарты необходим инструментарий для оценивания. Проясните, пожалуйста, ситуацию коллегам.

Re: Система оценивания младших школьников

СообщениеДобавлено: 23 май 2011, 11:38
tatiana medvedeva
Здравствуйте! Помимо оценки итогового уровня образовательных достижений обучающихся на выходе из начальной школы, новый образовательный стандарт ставит перед педагогом и образовательным учреждением задачу отслеживания динамики индивидуальных образовательных достижений каждого школьника. Она требует использования адекватных этой задаче процедур и средств фиксации достигнутых результатов.
Я считаю, что наиболее универсальным по охвату результатов средством накопления и систематизации информации выступает о динамике индивидуального образовательного роста является портфолио достижений обучающегося, заполняемое совместными усилиями педагога и учащегося.
Поэтому принципиально важно разработать и нормативно закрепить локальным актом образовательного учреждения чёткую процедуру формирования и использования материалов портфолио.
Учитель начальных классов МОУ "Инжавинская СОШ" Медведева Татьяна Александровна

Re: Система оценивания младших школьников

СообщениеДобавлено: 23 май 2011, 11:58
Kravtsova svetlana
Уважаемая Татьяна Александровна! В период введения ФГОС нового поколения процедура ведения портфолио должна быть закреплена локальным актом образовательного учреждения. Что касается содержания портфолио, то необходимо помнить следующее: разделы портфолио утверждаются на методическом объединении учителей начальных классов, а вот содержание разделов - это творчество учителя.У каждого педагога может быть своя "изюминка".

Re: Система оценивания младших школьников

СообщениеДобавлено: 23 май 2011, 12:11
прогимназияСказка
Добрый день. Меня зовут Светлана Викторовна, я с 1994 года преподаю в начальных классах. Формировать умение самоконтроля и самооценки можно во всех педагогических технологиях, тем более, что все УМК нового поколения способствуют этому. В своей практике я применяла и систему развивающего обучения Занкова, и УМК «Гармония». Как учитель-практик констатирую факт, что для того, чтобы данный подход реализовался, необходимо создать определенные условия. Я считаю, что оценка деятельности младшего школьника и является основным условием для развития самооценки младшего школьника. Только должен осуществляться иной подход. В своей практике я применяла совместную и групповую форму организации учебной деятельности, при которой каждый ученик мог оценить свои возможности, знания, умения. В процессе такой работы дети участвуют не только в оценивании своих достижений, но также и во взаимооценке. Учитель в данном случае должен направить детей на то, чтобы они акцентировали внимание на достоинства одноклассников. В таких условиях формируется адекватная самооценка младшего школьника, повышаются его коммуникативные и социальные навыки. Спасибо за внимание и удачи всем!

Re: Система оценивания младших школьников

СообщениеДобавлено: 23 май 2011, 12:25
Kravtsova svetlana
Уважаемая Светлана Викторовна! Участвуя в работе форума, по правилам, каждый педагог должен представиться, т.е. указать фамилию, имя, отчество, название образовательного учреждения и территорию. Эти требования общепринятые. Вы пишете о необходимости введения взаимооценки и самооценки. Это понятно. Но педагоги ждут практических материалов. Вы - учитель-практик. Как Вы это реализуете на практике? Поделитесь, пожалуйста, опытом работы.

Re: Система оценивания младших школьников

СообщениеДобавлено: 23 май 2011, 16:21
Марина Маколкина
Добрый день, уважаемые коллеги! Я работаю по традиционной системе УМК « Школа России". Современная начальная школа - это не школа навыка, а школа пробы сил ребенка. Поэтому становится актуальной проблема оценивания учебных достижений каждого ученика, нацеленная на личностный рост и развитие. Традиционно сложилось, что используемой формой оценки достижений учащихся начальной школы являются суммарные показатели полноты и глубины освоения школьной программы, выраженные в баллах по пятибалльной шкале. Модель российского образования 2020 продолжает развивать мысль о том, что система оценки должна быть ориентирована на результаты. Я считаю, что очень важно научить детей эталонам самооценки, способам обнаружения возможных ошибок и их исправления. Оценка и отметка должны фиксировать достижения ученика. Мои формы оценивания: - лесенки достижений (1 класс), портфолио ученика (портфель его достижений 2-4 классы), листы индивидуальных достижений и Листы учёта и контроля.
Маколкина Марина Владимировна, МОУ Жердевская СОШ №2

Re: Система оценивания младших школьников

СообщениеДобавлено: 23 май 2011, 16:45
Галкина Алла
Уважаемые коллеги!
Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последнее десятилетие, – перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий – влекут за собой и изменения системы оценивания.
Оценка – понятие очень широкое, одним из возможных проявлений которого является отметка по какой-либо системе (пяти, десяти, двадцатибальной). Все учителя знают соотношение между количеством допущенных ошибок того или иного типа и выставляемым за это баллом. Но, наверное, каждый ученик сталкивался с тем, что такие критерии не всегда ясны, и более того, часто уступают место субъективным учительским взглядам. Снижение балла за абсолютно правильный, но неуверенный ответ, снисходительное отношение к отличнику, который сегодня отвечает не блестяще, но которому «один раз простительно», или, наоборот, более требовательное отношение к сильному ученику, потому что «он может лучше», – вот некоторые примеры учительского субъективизма при выставлении отметки. А ведь по сути все они – попытки выйти за рамки отметок, выразить что-то большее, чем сухое соотношение «количество ошибок – балл», то есть перейти от отметки к оценке. Беда в том, что применение таких персонифицированных отметок таит в себе опасность: как только преподаватель начинает учитывать не только количество допущенных ребенком ошибок, но и, например, общий уровень его знаний, критерии оценивания становятся неуловимыми, о них теперь знает только сам учитель, да и у всех педагогов они разные. В результате ребенок не получает адекватной оценки своих знаний.
Если у отметок слишком много недостатков, не стоит утверждать, что надо вообще отказаться от оценивания. Делать это необходимо, иначе дети не увидят ни своих проблем, ни путей их преодоления. При безотметочном оценивании контроль над работой школьников вовсе не исключен, но преподаватель не выносит вердикт, а помогает ребенку понять, какие темы тот усвоил, а над чем надо еще поработать. Здесь допустимо применять различные типы оценивания. Например, диктант по русскому языку имеет цель проверить десять правил правописания. За каждое правило педагог ставит либо плюс (если все слова написаны верно), либо минус (если допущена ошибка). При желании результаты легко перевести в баллы: минус равен нулю баллов, плюс – одному баллу. Но критерии такой оценки, в отличие от традиционной отметки, абсолютно ясны и ребенку, и родителям. К тому же здесь мы показываем не просто соотношение ошибки и балла, а то, какие правила ребенок усвоил, а какие нет. Оценка стимулирует дальнейшую работу ученика, а не закрывает ему пути к развитию.
В настоящее время уже в начальной школе весьма актуальной становится необходимость использования нового инструмента оценки учебных достижений. Таким инструментом является портфолио – портфель индивидуальных образовательных достижений. Портфолио в традиционном понимании – это коллекция работ обучающегося, демонстрирующая его достижения и прогресс, достигнутый в процессе обучения за определенный отрезок времени.

При использовании портфолио учитываются следующие факторы:
– смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету;
– интеграцию количественной и качественной оценок;
– перенос педагогического ударения с оценки на самооценку;
– основной смысл портфолио: "Показать все, на что ты способен".
Портфолио помогает решать следующие важные педагогические задачи:
• поддерживать и стимулировать учебную мотивацию школьников;
• развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;
• формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
• закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной специализации.
Портфолио для обучающихся начальной ступени используется учителем как альтернативный способ оценки личных достижений ребенка.
Для обучающегося это форма представления индивидуальной направленности своих знаний, умений, интересов, программирование успеха личностного роста, развитие творческого мышления, возможность выразится, высказаться и заявить о себе.
При работе с портфолио выдерживаются основные принципы
• принцип добровольности (если в первом классе обучающемуся сложно начинать работу, то он может включиться в течение любого периода начальной школы);
• оказание помощи со стороны учителя и родителя;
Обязательное условие успешной работы – знакомство родителей с данной технологией. Родители – участники создания портфолио, так как у обучающихся данного возраста нет навыка оформления работы. Работа должна быть красиво оформлена, ребенок должен чувствовать заинтересованность взрослых.



Вот уже на протяжении двух лет учащиеся образовательных учреждений города Моршанска с удовольствием ведут и заполняют свои личные портфолио. В них мы выделили такие разделы:
Раздел 1. «Мой мир».
Раздел 2. «Моя учёба».
Раздел 3. «Моя общественная работа».
Раздел 4. «Моё творчество».
Раздел 5. «Мои впечатления».
Раздел 6. «Мои достижения».
Раздел 7. «Содержание».

Такая работа позволяет учащимся адекватно оценивать свои результаты, сравнивать свой уровень развития, что приводит к повышению нередко заниженной самооценке учащихся, придаёт им уверенность в своих силах, повышает степень самостоятельности. В конце каждого учебного года проводится ставший уже традиционным конкурс « Лучшее портфолио», в котором ребята представляют на суд жюри свои портфолио. Стремление к победе так же стимулирует и активизирует творческие способности ребят, приводит к развитию познавательной сферы.
Показателем прогресса в работе над портфолио считать глубокий и осмысленный самоанализ и рефлексию собственной деятельности, самооценку портфолио.
В начальной школе такая форма оценивания детей, как портфолио, должна, прежде всего, носить обучающий характер, быть не формой, а «инструментом», с помощью которого формируется у младших школьников контрольно-оценочная самостоятельность через поддержку их высокой учебной мотивации.
Представляется крайне важным с первых лет пребывания ребёнка в школе приучать его к систематической работе по сбору папки личных достижений – ведь она является «технологией всматривания в себя», которая понадобиться обучающемуся на протяжении всей его жизни.
Портфолио способствует повышению самооценки учащегося, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста.


С уважением, Галкина Алла Владимировна, методист МУ «РЦСО», г. Моршанск.

Re: Система оценивания младших школьников

СообщениеДобавлено: 23 май 2011, 16:50
Нина Жабина
Уважаемая Светлана Александровна , коллеги, Вы затронули очень важную тему. Я считаю, что изменения, произошедшие в содержании современного образования за последние годы - перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий, влекут за собой и изменение системы оценивания.
В настоящее время я работаю по УМК " Планета знаний". В данном комплекте предусмотрена работа в группе,в парах. А следовательно ,ребенок не может быть пассивным в оценивании коллективного труда одноклассников. Он "примеривает" на себя разные роли:организатора,исполнителя,координатора... Он должен высказываться,оценивать,проводить анализ,синтез. Ребенок общается,соглашается,спорит,а следовательно- он развивается. Учитель учит детей корректным высказываниям, умению объективно оценивать результат. Если на уроках уделять должное внимание развитию рефлексии младшего школьника, то результаты будут видны:дети будут прислушиваться к мнению своих одноклассников, стараться оправдать их надежды,ученики и себя будут оценивать более объективно,стремиться исправить свои недостатки. Настоящая самодиагностика! Ведь если обозначена проблема- легко найти путь ее разрешения!
Спасибо за организацию форума .Для работы я много взяла секретов и изюминок.
С уважением Нина Анатольевна Жабина , учитель начальных классов МОУ Жердевская СОШ №2 .

Re: Система оценивания младших школьников

СообщениеДобавлено: 23 май 2011, 17:37
Kravtsova svetlana
Уважаемая Алла Владимировна! Очень приятно, что к нам подключились и методисы. Вы пишете о конкурсе "Лучшее портфолио".Это радует. Но хотелось бы посмотреть на работы победителей. Есть ли среди них очень слабенькие, но старательные ученики? Ведь отличникам всегда есть что положить.Это дополнительная поддержка для отличника? А если ребёнок среднего уровня развития (таких большинство)? Да, у него есть успехи в спорте или он хорошо рисует. С трудом верится, что такой ребёнок может рассчитывать на победу в конкурсе. Среди отличников ему всё равно сложно соревноваться. А особенно, если и родители ему не могут помочь в оформлении. Жаль, что работа на форуме завершается.