Система оценивания младших школьников

Модераторы: Наталия Козычева, Fefelova, Kravtsova svetlana

Re: Система оценивания младших школьников

Сообщение Кащаева » 17 май 2011, 22:20

Добрый вечер,уважаемые коллеги! С большим удовольствием присоединяюсь к обсуждению важного вопроса по системе оценивания достижений младших школьников.Современная начальная школа- это пробы сил ученика, актуальным становится проблема оценивания учебных достижений каждого ученика,направленная на рост и развитие личности.В 2010-2011учебном году на базе экспериментальной площадки мы работаем по реализации новых стандартов.Подходит к концу учебный год.Можно сделать первые выводы.
Я работаю по УМК "Перспективная начальная школа"и убеждена, что результаты должны быть множественны.Кроме знаний и умений к результатам отношуо осознание самими учащимися личностной динамики,эмоционально-ценностное отношение к миру, к себе, к окружающим, приобретение опыта творческой деятельности.Поэтому изменения в сфере оценивания учебных и образовательных достижений учащихся вижу в переходе к личностно- ориентированной ежедневной качественной оценке деятельности детей,обеспечение становления рефлексивной самооценки учебной деятельности каждого учащегося.К концу 1 класса у меня сложились доверительные отношения с детьми, с родителями.У учащихся наметились отношения учебного партнерства.
Разрабатывая модель оценивания достижений своих первоклассников, опираюсь на здоровьесберегающие функции,психологические,динамические, методологические.Первая-сотрудничество и взаимопонимание,обучение через личностную поддержку ребенка.Вторая- развитие адекватной самооценки,что способствует успешной адаптации.Третья-реализация индивидуального подхода и оценивание сегодняшнего достижения учащегося по сравнению с тем,что характеризовало его вчера.Вся деятельность направлена на формирование мотивационного компонента.В классе работает знаково-символическая система оценивания,приемы моделирования, кодировки.Применяю листы достижений, активизирован экран успехов,разработаны портфолио.Все это формирует полноценную учебную деятельность. С уважением Кащаева Галина Сергеевна. МОУ гимназия № 12, г. Тамбов.
Кащаева
 
Сообщений: 4
Зарегистрирован: 17 май 2011, 00:12

Re: Система оценивания младших школьников

Сообщение Kravtsova svetlana » 17 май 2011, 23:25

Галина Сергеевна, хочется уделить внимание накопительной системе оценивания, т.к. некоторые педагоги считают это дополнительной нагрузкой для учителя. Действительно ли это так? Привлекаете ли Вы родителей к ведению портфолио? Поделитесь опытом работы.
Кравцова Светлана Александровна, к.псх.н., доцент кафедры психологии и педагогики ТОИПКРО
Аватар пользователя
Kravtsova svetlana
 
Сообщений: 32
Зарегистрирован: 12 май 2011, 21:34

Re: Система оценивания младших школьников

Сообщение Kondratieva » 18 май 2011, 09:15

Привлекаете ли Вы родителей к ведению портфолио? Поделитесь опытом работы.

Доброе утро, коллеги.
Мне тоже хочется несколько слов сказать о портфолио. С первых дней обучения в первом классе на каждого ребёнка я завожу папку, в которую вкладываются все его работы. Что это даёт? Портфель достижений демонстрирует прогресс учащегося относительно самого себя и учит относиться к результатам своей работы как к достижениям. Здесь также учитель выступает в роли организатора. Учащийся отбирает те работы, которые считает своим достижением, и это могут быть не обязательно лучшие работы и не обязательно последние. Нужно быть готовым принять тот факт, что те работы, которые с точки зрения учителя не являются лучшими, могут быть признаны учащимся в качестве своих достижений. В первом классе, когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. С самого начала работу ребенка строилась таким образом, чтобы он сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио. Однако немалую работу проделали и родители. Конечно же, по мере того, как он взрослеет, эту помощь сводится к минимуму.
Кондратьева Татьяна Ивановна
МОУ СОШ № 13 г. Тамбова
Kondratieva
 
Сообщений: 3
Зарегистрирован: 16 май 2011, 21:54

Re: Система оценивания младших школьников

Сообщение reshnya-vera » 18 май 2011, 09:46

Доброе утро, уважаемые коллеги!Внимательно прочитала все высказывания коллег по достаточно актуальной на сегодняшний день теме (здесь отдельное спасибо всем организаторам!). Мне, как учителю-практику, всегда интересно знать, как решают конкретные проблемы мои коллеги. Например, достаточно интересен опыт учителей по формированию самооценки младших школьников. Здесь нет предела творческим возможностям, особенно на начальном этапе! Чего только не придумает учитель, чтобы пробудить мысль ребёнка, заинтересовать, развить. Это и «солнышки с тучками», и различные смайлики, и деревца с листочками, которые могут ещё и зацвести. Выдумка учителя поражает воображение: мы все в этом убедились на заседании нашей кафедры, где рассматривали вопрос «Система оценивания в рамках реализации новых стандартов». У меня сейчас третий класс, и ребята уже развёрнуто дают оценку своей работе и работе своих одноклассников. Я радуюсь за своих детей, когда они лояльно оценивают работу слабого ученика, поддерживают своими суждениями, советами, но в то же время прямо и конкретно указывают на недостатки поленившегося ученика. А в первом классе я использовала шкалу оценки. Причём, сначала оценивал свою работу ученик, а потом лишь учитель. Интерес был взаимным: мы сравнивали свои оценки. Мне это помогало не только изучать ребёнка, но и корректировать его самооценку. А у первоклассника постепенно формировалась адекватная положительная самооценка. Именно она в связи с учебными достижениями влияет на отношение к школе и к процессу обучения в целом, способствует становлению интересов, формированию жизненной позиции, выступает как значимый этап развития личности учащихся.
Права Надежда Валентиновна, мы все уже постепенно переходим на новую систему оценивания, независимо от того, первый у тебя класс или уже четвёртый.
Не менее интересна постановка проблемы об использовании накопительной системы оценивания в начальной школе. Оптимальным способом организации накопительной системы оценки является портфолио учащегося. В моём классе лишь несколько учеников ведут портфолио, но всё большее число, в том числе и я, как учитель, осознаём необходимость его ведения.
В первом классе, когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. Но по мере того, как он взрослеет эту помощь надо сводить к минимуму. Стараюсь с самого начала построить работу ребенка таким образом, чтобы он сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио. В процессе работы неизбежно происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей. Пусть, к примеру, мальчишка не совсем дружен с русским языком, но зато он отличный спортсмен! А другой пишет прекрасные стихи! Портфолио помогает ему утвердиться, осознать своё «Я».
Хочется верить, что коллеги поделятся своим опытом ведения портфолио. Мне же хотелось бы порекомендовать включать в портфолио раздел «Отзывы и пожелания», где учитель мог бы высказать свои рекомендации и пожелания, например, по итогам учебной четверти или учебного года, олимпиады, конкурса и т.п. Поверьте, это запоминается надолго! Мои бывшие ученики при встречах сами говорят об этом.
Решня Вера Николаевна, гимназия №12 г. Тамбова
reshnya-vera
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 18 май 2011, 09:43

Re: Система оценивания младших школьников

Сообщение Kravtsova svetlana » 18 май 2011, 10:18

Уважаемая Вера Николаевна! Большое спасибо за участие в форуме. У Вас, действительно, есть большой опыт по данной проблеме. Думаю, что многие учителя испытывают определённые трудности при переходе ФГОС нового поколения. Здорово, что здесь мы имеем возможность обменяться опытом работы, дать совет, задать интересующиеся вопросы. Хотелось бы, чтобы и другие педагоги подключались к нам.
Кравцова Светлана Александровна, к.псх.н., доцент кафедры психологии и педагогики ТОИПКРО
Аватар пользователя
Kravtsova svetlana
 
Сообщений: 32
Зарегистрирован: 12 май 2011, 21:34

Re: Система оценивания младших школьников

Сообщение Наталия Козычева » 18 май 2011, 12:01

Добрый день, коллеги. В продолжение нашей темы прошу поделиться опытом оценивания внеурочной деятельности учащихся. По каким критериям строится оценка проектной деятельности? Заранее спасибо.
Наталия Владимировна, ТОГОУ "Мичуринский лицей-интернат"
Наталия Владимировна Козычева, заместитель директора по УВР, ТОГОУ "Мичуринский лицей-интернат"
Аватар пользователя
Наталия Козычева
 
Сообщений: 8
Зарегистрирован: 16 май 2011, 10:15

Re: Система оценивания младших школьников

Сообщение lkulakova35 » 18 май 2011, 13:23

Я работаю по УМК «Школа России». В следующем учебном году наши первоклассники будут обучаться по УМК « Планета знаний». С этим комплектом учебников мы познакомились на семинаре учителей начальных классов в МОУ Алгасовской СОШ. Нам была показана презентация про данный комплект. Некоторые наши коллеги уже работают по данному комплекту. Удалось его увидеть. Комплект понравился. Самооценка младшего школьника является составной и неотъемлемой частью развития личности, поэтому важнейшей задачей учебно- воспитательного процесса является формирование у обучающихся адекватной оценки и самооценки. Нужно чаще привлекать детей к оценке своей работы В процессе самопроверки и оценки своей работы у ребят формируются объективная самооценка, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам, критичность, это влияет на развитие личности в целом, на воспитание социально активной, нравственной личности.
Кулакова Лариса Владимировна
Чернитовский филиал МОУ Алгасовской СОШ
lkulakova35
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 18 май 2011, 11:12

Re: Система оценивания младших школьников

Сообщение Храмцова Т.Н. » 18 май 2011, 13:43

Особенностью, определяющей изменения в контрольнооценочной деятельности, является
указание ФГОС на то, что предметом итоговой оценки должно быть достижение предметных и метапредметных результатов освоения основной программы начального общего образования. В этой оценке должны быть выделены две составляющие: результаты промежуточной аттестации,
отражающие динамику индивидуальных образовательных достижений, и результаты итоговых работ, характеризующие степень освоения основных способов действий, необходимых для обучения на следующей ступени общего образования.
При переходе на новый стандарт оцениваются уже не только знания, умения и навыки,
но метапредметные и предметные результаты. При оценке достижения последних стандарт фиксирует важную особенность: в центре внимания должно быть применение знаний в стандартной и нестандартной ситуациях, овладение определёнными способами действия. Не у всех современных учителей начальной школы в арсенале есть для этого необходимый педагогический инструментарий.
В связи с переходом на новый стандарт особое внимание следует уделять созданию условий для развития контроля и оценки, самоконтроля и самооценки, а также оцениванию степени успешности овладения этими компонентами учебной деятельности.
Храмцова Т.Н.
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 17 май 2011, 20:12

Re: Система оценивания младших школьников

Сообщение efremovanin » 18 май 2011, 15:19

Добрый день, коллеги!
С учетом того, что современная начальная школа - это не школа навыка, а школа пробы сил ребенка, становится актуальной проблема оценивания учебных достижений каждого ученика, нацеленная на личностный рост и развитие, а не на уровень среднего ученика.
Новая система оценивания должна нормализовать отношения ученика с учителем, родителями и самим собой; снять тревожность, снизить невротизацию детей; повысить учебную мотивацию; позволить отслеживать динамику школьной успешности. Как же организовать контроль и оценивание в рамках личностно-ориентированного образования?
Оценка и отметка должна фиксировать достижения ученика. Поэтому учителю целесообразно отслеживать продвижение ученика по линиям развития личности. Регистрироваться должны освоение важнейших новых знаний и умений (дидактических единиц) по каждой линии развития (обычно они указаны в конце программы в качестве требований). Эта регистрация может осуществляться как в виде общего экрана достижений, так и в виде индивидуальных дневников достижений учащихся.
Последний раз редактировалось efremovanin 18 май 2011, 15:53, всего редактировалось 1 раз.
Ефремова Нина Ревовна
учитель начальных классов МОУ Уметская СОШ
efremovanin
 
Сообщений: 25
Зарегистрирован: 17 мар 2011, 18:30

Re: Система оценивания младших школьников

Сообщение efremovanin » 18 май 2011, 15:25

Уважаемые коллеги, хочу еще добавить, что возможность для самооценивания мы предоставляем детям уже с первых дней обучения. Выполнив задание по математике, письму, ребенок оценивает красоту получившегося узора, правильность написания элементов букв и т.д., для чего на полях тетради напротив нужной строки на вертикальной черте, линеечке или шкале успехов ставит точку; высота ее расположения свидетельствует о его самооценке. Во время проверки работы учитель может либо согласиться и обвести кружком эту точку, либо не согласиться и расположить свой кружок выше или ниже на этой оценочной шкале.

Учительский вариант оценки особенно важен тем детям, чья самооценка завышена или занижена. Озвучивая результаты этой работы, педагог особо отмечает тех учащихся, чья самооценка совпала с учительской. Примерно к концу I четверти в классе намечается тенденция к более адекватному детскому самооцениванию.
Последний раз редактировалось efremovanin 18 май 2011, 15:55, всего редактировалось 1 раз.
Ефремова Нина Ревовна
учитель начальных классов МОУ Уметская СОШ
efremovanin
 
Сообщений: 25
Зарегистрирован: 17 мар 2011, 18:30

Пред.След.

Вернуться в Система оценивания младших школьников в условиях реализации ФГОС нового поколения

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron