Система оценивания младших школьников

Модераторы: Наталия Козычева, Fefelova, Kravtsova svetlana

Re: Самооценивание младших школьников

Сообщение efremovanin » 18 май 2011, 15:50

Самооценивание – как один из компонентов деятельности. Самооценка не связана с выставлением отметок, а связана с процедурой оценивания себя. Самооценивание меньше всего связано с выставлением баллов, в большей мере с характеристикой выполнения задания. Преимущество самооценки заключается в том, что она позволяет увидеть ученику свои слабые и сильные стороны. На основе рефлексивной деятельности ребёнок пытается выстроить свою собственную программу развития.
Ефремова Нина Ревовна
учитель начальных классов МОУ Уметская СОШ
efremovanin
 
Сообщений: 25
Зарегистрирован: 17 мар 2011, 18:30

Re: Система оценивания младших школьников

Сообщение Kravtsova svetlana » 18 май 2011, 15:51

Уважаемая Нина Ревовна! Думаю, что Вам есть чем поделиться по поводу системы оценивания метапредметных и личностных результатов. Ведь при переходе на новые стандарты эти вопросы волнуют многих учителей. Хотелось бы услышать Ваше мнение.
Кравцова Светлана Александровна, к.псх.н., доцент кафедры психологии и педагогики ТОИПКРО
Аватар пользователя
Kravtsova svetlana
 
Сообщений: 32
Зарегистрирован: 12 май 2011, 21:34

Re: Система оценивания личностных результатов

Сообщение efremovanin » 18 май 2011, 16:05

Уважаемая Светлана Александровна!
Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов в их личностном развитии, представленных в разделе «Личностные универсальные учебные действия» междисциплинарной программы формирования УУД у обучающихся на ступени начального общего образования. Приоритетными являются те личностные результаты, которые преимущественно формируются в учебном процессе, а не в семье или сфере дополнительного образования, т. е. те, за формирование которых в основном должно нести ответственность образовательное учреждение.
Ефремова Нина Ревовна
учитель начальных классов МОУ Уметская СОШ
efremovanin
 
Сообщений: 25
Зарегистрирован: 17 мар 2011, 18:30

Re: Система оценивания метапредметных результов

Сообщение efremovanin » 18 май 2011, 16:11

Уважаемые коллеги!
Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счет основных компонентов образовательного процесса – учебных предметов, представленных в инвариантной части базисного плана. Это порождает ряд требований не только к содержанию и форме организации учебного процесса, но и к содержанию, критериям, методам и процедурам оценки.
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т. е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью. К ним относятся:
· • способность принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную, умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации и искать средства ее осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
· • умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
· • умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;
· • логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий, отнесения к известным понятиям;
· • умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Основное содержание оценки метапредметных результатов в начальной школе строится вокруг умения учиться, т. е. той совокупности способов действий, которая, собственно, и обеспечивает способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Особенности оценки метапредметных результатов связаны с природой универсальных действий. В силу своей природы, являясь функционально по сути, ориентировочными действиями, метапредметные действия составляют психологическую основу и являются решающим условием успешности решения учащимися предметных задач. Соответственно, уровень сформированности универсальных учебных действий, представляющих содержание и объект оценки метапредметных результатов, может быть качественно оценен и измерен.

Достижение метапредметных результатов может:
– рассматриваться как инструментальная основа (или как средство решения) и как условие успешности выполнения учебных и учебно-практических задач средствами учебных предметов;
– выступать как результат выполнения специально сконструированных диагностических задач, направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида универсальных учебных действий;
– проявиться в успешности выполнения комплексных заданий на межпредметной основе. В частности, широкие возможности для оценки сформированности метапредметных результатов открывает использование проверочных заданий, успешное выполнение которых требует освоения навыков работы с информацией.

В зависимости от успешности выполнения проверочных заданий по математике, русскому языку, чтению, окружающему миру, технологии и другим предметам и с учетом характера ошибок, допущенных ребенком, можно сделать вывод о сформированности ряда познавательных и регулятивных действий учащихся. Проверочные задания, требующие совместной (командной) работы учащихся на общий результат, позволяют оценить сформированность коммуникативных учебных действий.
Преимуществом двух последних способов оценки является то, что предметом измерения становится уровень присвоения учащимся универсального учебного действия. Таким образом, действие занимает в структуре учебной деятельности учащегося место операции, выступая средством, а не целью активности ребенка.
Оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Например, в итоговые проверочные работы по предметам или в комплексные работы на межпредметной основе целесообразно выносить оценку (прямую или опосредованную) сформированности большинства познавательных учебных действий и навыков работы с информацией, а также опосредованную оценку сформированности ряда коммуникативных и регулятивных действий.
Ефремова Нина Ревовна
учитель начальных классов МОУ Уметская СОШ
efremovanin
 
Сообщений: 25
Зарегистрирован: 17 мар 2011, 18:30

Re: Система оценивания младших школьников

Сообщение Kravtsova svetlana » 18 май 2011, 17:08

Спасибо, Нина Ревовна. Но всё же хочется получить от Вас практические советы из опыта работы. Ведь учителя хотят именно этого. Приглашаем принять участие в обсуждении данного вопроса и других учителей..
Кравцова Светлана Александровна, к.псх.н., доцент кафедры психологии и педагогики ТОИПКРО
Аватар пользователя
Kravtsova svetlana
 
Сообщений: 32
Зарегистрирован: 12 май 2011, 21:34

Re: Система оценивания младших школьников

Сообщение наталия сологубова » 18 май 2011, 18:26

Уже в начальной школе система оценки и контроля должна формировать у обучающихся умения контролировать себя, критически и адекватно оценивать свою деятельность.Поэтому уже с первого класса формирую у учеников оценочные умения: умение определять предмет оценивания, умение воспринимать его, умение устанавливать критерии оценки.При проведении каждого урока, классного мероприятия ставлю задачу стимулировать рефлексию на всех этапах учебно - познавательной деятельности. Уже несколько лет применяю в своей практике деятельностный подход. Регулярно провожу уроки математики в форме тренинга. Это урок активной мыслеречевой деятельности учащихся,формой организации которого является групповая работа. Они имеют определённую структуру и одним из важных этапов её является самооценка. Она производится после экспертной оценки учителя.Дети сами оценивают результаты своей работы с помощью системы вопросов, ещё раз обращаясь к выполненным заданиям. Это способствует осознанию учащимися своих достижений и проблем.
Хорошим наглядным примером учебного и личностного роста являются "Карты самооценки ученика". Они входят в портфолио и заполняются учащимися ежемесячно. На начальном этапе детям помогают родители,так как, на мой взгляд,их роль в формировании адекватной самооценки у детей очень велика.
В течение нескольких лет учителя в нашем лицее апробируют учебник русского языка Н.В. Нечаевой.В нём давно реализуются требования ФГОС нового поколения. Все задания к упражнениям в этом учебнике комплексные и в них заложена система работы по формированию самооценки учащихся.Поэтому моя задача, как учителя, состоит в том, чтобы,пользуясь аппаратом учебника, умело организовать деятельность учеников на уроке, создать атмосферу психологической комфортности и поддержки, адекватно самой оценивать учеников, не скупясь на похвалу к исполнителю и критически оценивая исполнение.
наталия сологубова
 
Сообщений: 4
Зарегистрирован: 17 май 2011, 19:39

Re: Система оценивания младших школьников

Сообщение Елена Страхова » 18 май 2011, 21:03

Добрый вечер, Светлана Александровна. В системе РО заложена возможность для развития широкой самооценки ученика, которая позволяет ему понять себя как саморазвивающегося субъекта, как субъекта самостоятельно открывающего знания.В данном случае образовательный процесс должен быть построен таким образом, чтобы у учащегося формировалась оценка самого себя, своих достоинств и недостатков, своих действий и возможностей, то есть самооценка. Самооценивание начинается с того,что ребёнок сам участвует в выработке критериев оценки, в применении этих критериев к разным конкретным ситуациям. Все эти размышления привели меня и моих коллег к разработке и ведению "Дневника моих достижений". Наш "Дневник", прежде всего, фиксирует отношения ученика с самим собой, фиксирует его статус как учащегося. Это форма самовыражения и самоутверждения, которая позволяет увидеть уровень своих достижений и самоопределиться в окружающем мире. Наш "Дневник"- это способ научной организации учебного труда ученика через самооценку усвоения осознания интересов. Дневник развивается вместе с учеником. Наш "Дневник" помогает материализовать рефлексивность как текущую , так и поэтапную: в форме линеечек или словесной самооценки. Когда ученик знает, что он сам сможет оценить свои действия, то возрастает его желание учиться лучше, стремиться к познанию, открывать вместе с одноклассниками способы решения учебных задач, видеть дальнейшие перспективы своего роста.
Последний раз редактировалось Елена Страхова 20 май 2011, 16:03, всего редактировалось 7 раз(а).
Елена Страхова
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 17 май 2011, 20:10

Re: Система оценивания младших школьников

Сообщение val-olejnikova » 18 май 2011, 21:27

Уважаемые коллеги, добрый вечер!
Думаю, что все вы знаете, что издательство «Просвещение» выпускает серию пособий для работников образовательных учреждений «Стандарты второго поколения», обеспечивающую успешных переход на новый федеральный стандарт общего образования. В конце этого учебного года я использовала для оценки достижений обучающихся одну из книг этой серии "Мои достижения.Итоговые комплексные работы:1 класс". В комплект входят четыре варианта итоговой комплексной работы (по 5 штук каждого) и методические рекомендации для учителя. Я думаю, что книги этой серии вполне могут оказать помощь учителям, начинающим работать по новым Стандартам. Использовал ли кто-нибудь в работе другие книги из этой серии? Каково впечатление? Стоит ли приобретать?
Олейникова Валентина Николаевна,
учитель начальных классов, МОУ ООШ №2 города Котовска
Аватар пользователя
val-olejnikova
 
Сообщений: 6
Зарегистрирован: 16 май 2011, 15:00
Откуда: город Котовск

Re: Система оценивания младших школьников

Сообщение Баженова » 18 май 2011, 22:28

Основным направлением педагогической деятельности учителя является создание на уроке условий, способствующих становлению и развитию таких личностных проявлений младших школьников, как самостоятельное целеполагание, осознать, избирательность поведения, развитая рефлексия, адекватная самооценка, гибкое мышление.
Самооценка - одно из центральных образований личности, часть её ядра. От самооценки во многом зависит социальная адаптация личности, она влияет и на поведение. Однако самооценка не дана нам изначально. Она изменяется, формируется в процессе деятельности и межличностного взаимодействия.
На протяжении первого класса провожу упражнения-тренинги по формированию адекватной самооценки и рефлексии. Вот некоторые из них:
• Выполнение самоанализа своей работы (в рабочих тетрадях)
- Откройте тетради и проследите, какие замечания вы получили. Попробуйте разобраться, почему? А могу ли я лучше?
- Подчеркните те буквы, которые у вас очень похожи на образец.
Во втором классе, когда результат оценивается отметкой, установка звучит так:
- довольны ли вы своим результатом? Почему?
• Оценка коллективной и личностной деятельности на уроке. Такой анализ провожу обычно в конце урока. «Что получилось удачным на уроке, интересным?» или «Какая работа вас заинтересовала?»
• Выполнение самооценки на различных этапах урока. В начале урока проводим математический диктант по решению простых задач на сложение и вычитание.
Прежде чем дети приступят к выполнению данного задания, прошу каждого ученика спрогнозировать, насколько успешно справится с этим заданием, и свое предположение зафиксировать на дорожке успеха.
После проведения проверки такого вида работы прошу определить этап на дорожке успеха, который послужит адекватной самооценкой.
Аналогичную работу провожу и на уроках русского языка ( «Правописание слов с парными согласными»). Предлагаю детям проверить умение писать слова с парными согласными:
- Отметьте на дорожке успеха, умение писать слова с парными согласными.
После выполнения дети снова обращаются к дорожке успеха и определяют, на каком этапе они находятся.
Ситуацию успеха ожидают все учащиеся на уроке, им всем хочется получить одобрительную оценку. Эмоциональный положительный настрой, комфортность на уроке благотворно влияют на успешное обучение. Но неудачи не исключены, особенно в первом классе.
Баженова Л.М. учительначальных классов МОУ СОШ№13 г. Тамбова
Баженова
 
Сообщений: 4
Зарегистрирован: 16 мар 2011, 22:09

Re: Система оценивания младших школьников

Сообщение Fefelova » 18 май 2011, 23:20

Добрый вечер, уважаемые коллеги!
Хочу поблагодарить Валентину Николаевну за представленную информацию и порекомендовать ещё одно печатное издание из серии Стандарты второго поколения издательства «Просвещение», «Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч.» М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др. под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой.
В книге представлена система заданий по математике и русскому языку, ориентированная в основном не на проверку освоения отдельных знаний, а на оценку способности школьников решать учебные и практические задачи на основе сформированных предметных знаний и умений, а также универсальных учебных действий. В пособии предлагаются комплексные итоговые работы, в основе которых лежат различные ситуации из реальной жизни.
Фефелова Надежда Валентиновна - учитель начальных классов
МОУ гимназия №12 г.Тамбов
Аватар пользователя
Fefelova
 
Сообщений: 15
Зарегистрирован: 13 май 2011, 09:12

Пред.След.

Вернуться в Система оценивания младших школьников в условиях реализации ФГОС нового поколения

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron