Система оценивания младших школьников

Модераторы: Наталия Козычева, Fefelova, Kravtsova svetlana

Re: Система оценивания младших школьников

Сообщение Fefelova » 20 май 2011, 15:00

Уважаемые коллеги!
Подписываясь под своим сообщением, указывайте пожалуйста кроме фамилии, школы и района, обязательно имя и отчество.
Ведь форум предполагает ведение диалога между коллегами. И старайтесь писать не теорию "надо делать ..." , а больше практики
"я делаю..." и т.д.
Приятного и полезного общения всем!
Фефелова Надежда Валентиновна - учитель начальных классов
МОУ гимназия №12 г.Тамбов
Аватар пользователя
Fefelova
 
Сообщений: 15
Зарегистрирован: 13 май 2011, 09:12

Re: Система оценивания младших школьников

Сообщение Светлана Алексеевна » 20 май 2011, 15:17

Уважаемые коллеги!
Безотметочное обучение направлено на формирование оценочной самостоятельности. В процессе работы я реализую следующие методы формирования оценочной самостоятельности.

1. Процесс формирования «адекватной самооценки» начинается с метода оценки своих возможностей и принятия решения: «Могу выполнить самостоятельно; нужна помощь при выполнении; выполнить не могу».
С первых дней обучения в школе ученики учатся коллективно оценивать свои возможности при выполнении любого действия (постепенно осуществляется переход на самостоятельное индивидуальное оценивание). Предметом оценки является задание, которое даётся учителем или выбирается самостоятельно учащимися, обязательно оговариваются критерии оценки данного задания. Даются индивидуальные советы и рекомендации по решению возникшей проблемы, какие пробелы в знаниях надо ликвидировать, где можно получить дополнительную информацию по данному вопросу или даётся подсказка, а иногда ученику нужна просто поддержка для уверенности в собственные силы и способности. Постоянно ведётся работа по формированию у учащихся делать содержательный, целенаправленный «точечный» запрос на минимальную помощь (постановка и формулирование вопросов) к различным источникам знаний (к взрослым, к сверстникам, к литературе) для ликвидации своего незнания. Ученик имеет право на выбор того, кто ему может оказать помощь – это может быть учитель, а может быть и ученик- консультант, который успешно справляется с данным заданием.
2. Метод включения детей в «предоценку» знаний и определения границ незнания при выполнении самостоятельных заданий по различным предметам.
Право ребёнка на сомнение и незнание должно быть оформлено не только устно. Мы ввели знак уверенности и знак сомнения ( O - знак уверенности, X - знак сомнения). При выполнении любого самостоятельного задания по определённому критерию ребёнок оценивает свою работу одним из этих знаков, если уверен в правильности выполнения -O, если сомневается - X. Это мы называем «предоценкой» работы. Затем работа проверяется (сравнивается с эталоном) и ребёнок оценивает свою работу, ставя знаки рядом со значком предоценки: O - выполнил верно, X - допустил ошибки по данному критерию.
Таким образом, в тетрадях у учащихся появляются следующие записи:
X O – ученик сомневался в правильности выполнения работы, после проверки увидел, что работа выполнена верно;
X X - ученик сомневался в правильности выполнения работы, сомнения в подтвердились (допустил ошибки);
O O - ученик уверен в правильности выполнения работы и подтвердил свою уверенность;
O X - ученик уверен в правильности выполнения работы, но допустил ошибки.

3. Метод включения учащихся в оценивание продуктов практической деятельности.
Ученик выполняет самоотчёт по составленной программе в конце урока (это занимает несколько минут). Школьник на перфокарте фиксирует крестиками те из перечисленных в вопроснике явлений, которые имели место при выполнении им данного задания. (Перфокарта видоизменяется для каждого класса).

4. Оценка личных достижений учащихся через портфолио. Где демонстрируются способности ученика практически применять приобретённые знания и умения.
Портфолио выглядит как комплексная модель, которая состоит из трёх типов портфолио: «портфолио документов», «портфолио работ», «портфолио отзывов».
Оценочная самостоятельность в начальной школе, с введением стандартов второго поколения, имеет существенное значение в достижении планируемых результатов. Она способствует повышению качества обучения.
Светлана Алексеевна
 
Сообщений: 4
Зарегистрирован: 19 май 2011, 19:09

Re: Система оценивания младших школьников

Сообщение chermo-elena » 20 май 2011, 16:47

Уважаемые коллеги, хочу привести пример из своей практики.
Ребенок получил за контрольную работу оценку "3". В классе он весь день играл, резвился, а когда за ним пришли родители , закатил истерику. Да и с мамой была жуткая истерика, когда увидела работу своего ребенка.Я ее долго успокаивала. Поговорила с ней на тему: "Какие бывают оценки в начальных классах". После беседы мамочка успокоилась и гордо заявила, что мол говорите , что хотите, а оценок 3 и 4 для меня и моего ребенка не существует.(Только , есть такая оценка "5") Я думаю , что с такой проблемой сталкивались многие педагоги.
Поэтому считаю , что нужно ввести безотметочное обучение. Но как оценить ребенка в начальных классах? Над этим вопросом надо хорошо подумать . Может это будет 100 бальная или 10%, но хорошо продуманная система оценивания( или портфолио индивидуальных достижений ).
Я думаю, что одним учителям трудно решить этот вопрос. Здесь должны подключиться ученые, психологи, методисты (творческая группа). Думаю, что к мнению педагогов, они обязательно прислушаются.
С уважением, Чермошенцева Елена Анатольевна, учитель начальных классов МОУ "Первомайская сош" р.п.Первомайский Тамбовской области.
chermo-elena
 
Сообщений: 20
Зарегистрирован: 18 май 2011, 18:25
Откуда: р.п.Первомайский Тамбовской области

Re: Система оценивания младших школьников

Сообщение Fefelova » 20 май 2011, 17:14

Уважаемая Светлана Алексеевна!
С большим интересом читала Ваше сообщение. Особенно заинтересовал второй пункт. Думаю многие воспользуются вашим приёмом включения детей в работу с "предоценкой".
Светлана Алексеевна, только пожалуйста в следующем своём сообщении укажите район, школу, фамилию.
Фефелова Надежда Валентиновна - учитель начальных классов
МОУ гимназия №12 г.Тамбов
Аватар пользователя
Fefelova
 
Сообщений: 15
Зарегистрирован: 13 май 2011, 09:12

Re: Система оценивания младших школьников

Сообщение Светлана Алексеевна » 20 май 2011, 17:29

Уважаемая Надежда Валентиновна!
Спасибо за замечание. Я действительно не написала свои координаты под сообщением, в котором рассказала о методах формирования оценочной самостоятельности. Исправляю свою ошибку!
Гаранина Светлана Алексеевна, учитель начальных классов, МАОУ лицей №6 г.Тамбов
Светлана Алексеевна
 
Сообщений: 4
Зарегистрирован: 19 май 2011, 19:09

Re: Система оценивания младших школьников

Сообщение chermo-elena » 20 май 2011, 20:03

Уважаемая Светлана Алексеевна, мне тоже очень понравился второй пункт( "предоценка").Обязательно возьму на заметку. Спасибо большое. Творческих Вам успехов!
С уважением, Чермошенцева Елена Анатольевна, учитель начальных классов МОУ "Первомайская сош" р.п.Первомайский Тамбовской области.
chermo-elena
 
Сообщений: 20
Зарегистрирован: 18 май 2011, 18:25
Откуда: р.п.Первомайский Тамбовской области

Re: Система оценивания младших школьников

Сообщение Митина Ольга » 20 май 2011, 21:04

Здравствуйте, уважаемая Светлана Александровна!
Добрый вечер,коллеги!
Большое спасибо за тему, поднятую на форуме.Систему оценивания всегда считаю важной в начальной школе. Это тропинка к успехам ученика, которая в будующем станет большой дорогой. Зайдя на форум, я взяла для себя много интересного и полезного.
Хочу поделиться и своим опытом оценивания учащихся.Может быть кому-то пригодится.
В первом классе на уроках письма использую "лесенки достижений" ( линеечки Т.Дембо, С. Рубинштейна). Итоги подвожу в конце каждой недели. Сначала (первую четверть) оцениваю сама успехи детей, комментируя каждый результат. Вторую и третью четверть мне помогают дети. В четвёртой четверти на уроках русского языка, при оценке каллиграфического и орфографического письма больше самостоятельности даю учащимся.
При изучении предмета "Окружающий мир" в начале изучения каждой темы даю стартовую оценку знаний учащихся. Узнаю с помощью вопросов, заданий багаж знаний до изучения темы в классе. И снова использую лесенку достижений, поместив на первую ступень фигурку, символизирующую исходный уровень владения данной темой - совёнок, пытающийся вылупиться из яйца. По ходу изучения темы: опросов, тестов, опытов, выполнения домашних, лабораторных и практических работ, совёнок "пытается" всё больше вылупиться из яйца. Если ученик выполняет итоговую контрольную работу по теме на "отлично", то совёнок вырастает в сову.Почему сова? Думаю вы догадались. Сова - символ мудрости.
На уроках литературного чтения текущие результаты, фиксирующие продвижение младших школьников в освоении всех умений, необходимых для формируемых навыков, заношу в "Лист индивидуальных достижений", который есть у каждого ребёнка. Освоенные умения отмечаю не только я, но и сами учащиеся, закрашивая определённую клеточку - полностью или частично.
При оценивании чтения стихотворений наизусть на уроках чтения или при подготовке к поэтическим конкурсам участвует весь класс. Для этого используем веера с цифрами. учащиеся не только ставят отметку, но и комментируют её. Выразительное чтение стихотворение к середине второго класса сформировалось у всех учащихся. Слова в стихах научились " барабанить", "стучать", "шуметь", "спать" и т.д.
Во внеурочной деятельности использую следующий приём оценивания творчества учащихся - "Древо успеха". На большом плакате я нарисовала 21 ствол ( по количеству учащихся). У каждого корня написала имя ученика. Дети вместе с родителями из цветной бумаги наделали плоды, цветы, зелёные и жёлтые листики. Всё это поместили в корзину. После каждого проведённого дела вывешиваем результаты: плоды - учащийся занял призовое место ( дело прошло плодотворно); цветы - работа отмечена, учащийся получил свидетельство участника ( получилось почти всё); зелёный листик - участвовал, но ничего не получил (не всё получилось, но он старался); жёлтый листик - не принимал участие ( не смог справиться с заданием, ещё нужно потрудиться). В первом классе дерево "украшали" весь год. Во втором - к концу года на плакате не было места для приклеивания "оценки результата". Отсюда и результаты: наш класс набрал самое большое количество баллов за участие в конкурсах, акциях, соревнованиях.(Придётся плакат взять побольше.)
Уважаемые коллеги! В интернете прочитала про электронный паспорт ученика. Поделитесь, пожалуйста, опытом возможно ли использование электронного паспорта в начальной школе, где можно взять форму заполнения и как оптимальнее фиксировать показатели достижений ученика.
Заранее благодарна.
Митина Ольга Викторовна, учитель начальных классов МОУ Умётской СОШ
Последний раз редактировалось Митина Ольга 21 май 2011, 13:23, всего редактировалось 1 раз.
Митина Ольга
 
Сообщений: 7
Зарегистрирован: 19 май 2011, 16:57

Re: Система оценивания младших школьников

Сообщение chermo-elena » 20 май 2011, 21:19

Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха. (В.А. Сухомлинский)
Из практики моей работы.
В первом классе (при безотметочном обучении) я ребятам говорила , что наши цветные карандаши "волшебные". А красный, зеленый, синий, желтый - командиры .Они нам помогут достигнуть успеха .
"Таблица готовности к уроку", на которой цветным карандашом детки отмечали свою готовность:
- красный цвет - хочу и могу знать , мне интересно знать, делать, решать, учиться;
- зеленый цвет - я готов работать;
-желтый цвет - я себя неуверенно чувствую, мне не все удается, мне иногда нужна помощь;
-синий цвет - я себя плохо чувствую, не понимаю задания, мне нужна помощь.
"Карта успехов ученика по обучению грамоте" - дети заполняют таблицу тоже цветным карандашом ( Например: при списывании с печатного текста дети оценивают свою работу так: красный цвет- замечательно, зеленый- молодец, желтый - хорошо, а синий- постарайся)." Карта успехов ученика"заполняется по математике по математике , окружающему миру.
В конце учебного года по цветам можно и оценить успехи первоклассников.
Последний раз редактировалось chermo-elena 20 май 2011, 22:28, всего редактировалось 1 раз.
С уважением, Чермошенцева Елена Анатольевна, учитель начальных классов МОУ "Первомайская сош" р.п.Первомайский Тамбовской области.
chermo-elena
 
Сообщений: 20
Зарегистрирован: 18 май 2011, 18:25
Откуда: р.п.Первомайский Тамбовской области

Re: Система оценивания младших школьников

Сообщение Светлана Алексеевна » 20 май 2011, 21:29

Уважаемая Елена Анатольевна! У меня на следующий год как раз первый класс. Мне понравилась Ваша идея с цветными карандашами. Нужно взять "на вооружение"! Спасибо! Успехов Вам!!!
Светлана Алексеевна
 
Сообщений: 4
Зарегистрирован: 19 май 2011, 19:09

Re: Система оценивания младших школьников

Сообщение Масликова Наталия » 20 май 2011, 21:35

Здравствуйте, коллеги!
Приятно узнавать что-то новое из опыта работы учителей области. Хочется тоже поделиться своим опытом работы.
На своих уроках я использую выставление отдельным учащимся так называемого поурочного балла. Поурочный балл выставляется за знания, которые все ученики проявляют в течение всего урока. Так, ученик может дополнять, уточнять или углублять ответы своих товарищей, подвергающихся устному опросу. Потом он может приводить примеры и участвовать в ответах на вопросы учителя при изложении нового материала.
Таким образом, выставление поурочного балла позволяет поддерживать познавательную активность и произвольное внимание учащихся, а также делать более систематической проверку их знаний.
Масликова Наталия, учитель начальных классов МОУ Цнинской сош №2 Тамбовского района
Масликова Наталия
 
Сообщений: 5
Зарегистрирован: 18 май 2011, 20:15

Пред.След.

Вернуться в Система оценивания младших школьников в условиях реализации ФГОС нового поколения

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron