Модели организации внеурочной деятельности

Модели организации внеурочной деятельности

Сообщение admin » 15 мар 2011, 16:22

На выбор модели организации внеурочной деятельности в общеобразовательном учреждении влияют многие факторы, как объективные (не зависящие от ОУ) так и субъективные (зависящие от условий ОУ). Основными факторами, которые определяют модель организации внеурочной деятельности, являются:
территориальное расположение образовательного учреждения;
уровень развития дополнительного образования в школе;
программное обеспечение воспитательной деятельности учителей начальных классов и классных руководителей;
кадровое обеспечение воспитательного процесса (наличие в школе психолога, социального педагога, педагога-организатора, старшего вожатого и др.),
материально-техническое обеспечение воспитательной деятельности.
С учетом вышеперечисленных факторов возможны следующие модели организации внеурочной деятельности в общеобразовательном учреждении.
Интеграция учреждений общего и дополнительного образования
Эта модель характеризуется интеграцией учреждений общего и дополнительного образования детей, учреждений культуры, физкультуры и спорта.
Интеграция программ основного и дополнительного образования
Данная модель характеризуется интеграцией основных и дополнительных образовательных программ общеобразовательного учреждения.
Интеграция образовательных программ и воспитательной работы
Третья модель характеризуется интеграцией образовательных программ (основных и дополнительных) и воспитательной деятельности с классным коллективом.
Интеграция учреждений, программ и воспитательной работы
Четвертая модель - «Модель переходного периода». На начальном этапе построения она характеризуется наличием элементов всех или некоторых вышеперечисленных моделей и наличием проектной идеи развития на период введения стандартов.
admin
Администратор
 
Сообщений: 11
Зарегистрирован: 04 фев 2011, 20:41

Re: Модели организации внеурочной деятельности

Сообщение irinavp » 15 мар 2011, 17:35

Уважаемые коллеги!
При обсуждении введения Федеральных образовательных стандартов хочется затронуть проблему преемственности ступеней дошкольного и начального школьного образования. И, в частности, моделей организации внеурочной деятельности в образовательном учреждении.
Изобразительная деятельность является самым интересным видом деятельности дошкольников. Ребенок выражает в рисунках свое впечатление об окружающем мире. Рисование – важнейшее средство эстетического воспитания.
Рисование приносят детям только положительные эмоции.В группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР существуют такие проблемы, как малая дифференцированность движений кистей рук, трудности формирования сложных серийных действий. Это отрицательно отражается на продуктивной деятельности – лепке, рисовании, аппликации. От этого результат не всегда приносил детям положительные эмоции. Тогда возникла идея организации дополнительных образовательных услуг - кружка «Волшебная кисточка» с использованием нетрадиционных техник рисования. И в этом есть свой плюс.
Дети легче удерживают внимание и приобретают уникальный опыт. Техники и приемы выбираются исходя из простоты и эффективности. При их использовании у ребенка не возникает затруднений и сложностей. При применении таких техник процесс создания изображения и получения конечного результата бывает интересным, привлекательным для ребенка. У детей открывается возможность развития фантазии, творческих способностей, воображения.
Использование нетрадиционных техник рисования способствует снятию психического и эмоционального напряжения, уверенности в себе. Работая по этой методике, отметила, что у детей повышается интерес к изобразительной деятельности.
С уважением, Полушкина Ирина Владимировна, воспитатель ТОГОУ ЦПМСС "Возрождение", г.Тамбов
irinavp
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 15 мар 2011, 16:37

Re: Модели организации внеурочной деятельности

Сообщение MTA » 16 мар 2011, 23:55

Уважаемые коллеги!
Я считаю. что внеурочная деятельность — это не добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми. Работа в этом направлении призвана оказать содействие в формировании личности обучающегося, которая является принципиальным условием его самоопределения в той или иной социокультурной ситуации. Объем часов, предусмотренный ФГОС на внеурочную деятельность, педагогам школы реализовать в одиночку сложно, тем более, что заказ родителей на дополнительное образование по своему спектору очень широк. Здесь на выручку может прийти модель межсетевого взаимодействия. Оно создает благоприятные условия для сотрудничества педагогов разных специальностей, формирования у детей целостной картины мира, комплексного педагогического влияния на личность школьника, обеспечивает наиболее полное удовлетворение потребности детей в дополнительном образовании.
Т.А.Мизгирева, заместитель директора по ВР МОУ Токаревской СОШ№2
MTA
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 16 мар 2011, 23:13

Re: Модели организации внеурочной деятельности

Сообщение tvb68 » 17 мар 2011, 11:01

Уважаемые коллеги!
Поддерживая мнение коллеги Полушкиной И.В., что
При обсуждении введения Федеральных образовательных стандартов хочется затронуть проблему преемственности ступеней дошкольного и начального школьного образования. И, в частности, моделей организации внеурочной деятельности в образовательном учреждении.

Эффективной моделью организации детей считаю проектую деятельность.Современное образование меняет цели и задачи, акцент переносится с «усвоения знаний» на формирование «компетентности», происходит переориентация на личностно-ориентированный (гуманистический) подход, противоположный знаниево-ориентированной педагогике. В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умения видеть, формулировать и решать проблему.
Формирование данных компетенций необходимо ребенку при переходе из дошкольного детства в школьную жизнь.Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Это соответствует современным реалиям в условиях внедрения федеральных государственных требований.
Использование исследовательских, информационных, творческих, игровых,практико-ориентированных проектов в нерегламентированной деятельности значительно активизирует работу по развитию познавательных и творческих способностей, обогащает детско-взрослые отношения, сотрудничество и партнерство с семьями воспитанников.
С уважением, Булычева Татьяна Владимировна, воспитатель ТОГОУ ЦПМСС "Возрождение", г.Тамбов
tvb68
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 17 мар 2011, 10:30

Re: Модели организации внеурочной деятельности

Сообщение efremovanin » 17 мар 2011, 20:32

ОСНОВНЫЕ ЛИНИИ СО-ОРГАНИЗАЦИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ:

1.Основного и дополнительного образования:
интегрированные уроки (урок-спектакль, урок-игра, урок-концерт), элективные курсы, факультативы, проводимые в учебное время, но на основе принципов дополнительного образования детей;
творческое переосмысление учебной программы и переход к разработке авторских образовательных программ.
2.Внеучебной и учебной деятельности в свободное от основных уроков время и как продолжение учебной деятельности, но с расширением содержания того или иного школьного предмета (факультативы, спецкурсы, предметные кружки и др.), проводимые учителями - предметниками старших ступеней.
3. Дополнительного образования и внеучебной деятельности (концерты, выставки, соревнования и др. общешкольные дела массового характера, праздники) во внеучебное время, через вовлечение не только тех детей, которые ходят в различные творческие объединения, но и их руководителей, педагогов- организаторов, учителей, всех желающих.
Ефремова Нина Ревовна
учитель начальных классов МОУ Уметская СОШ
efremovanin
 
Сообщений: 25
Зарегистрирован: 17 мар 2011, 18:30

Re: Модели организации внеурочной деятельности

Сообщение zoya » 17 мар 2011, 22:09

Уважаемые коллеги! Считаю, что перед образовательным учреждением с введением ФГОС стоит не новая, но по-прежнему сложная задача: создать такую систему воспитывающей внеурочной и внешкольной деятельности, которая позволит обеспечить устойчивое развитие воспитательных результатов. Согласна с АДМИНИСТРАТОРОМ в том, что моделей организации внеурочной деятельности несколько и каждая школа выберет наиболее приемлемый для нее вариант. Для нашей школы - это МОУ ООШ №18 города Тамбова - наиболее приемлема третья модель, которая характеризуется интеграцией образовательных программ (основных и дополнительных) и воспитательной деятельности с классным коллективом.
В школе работает Центр дополнительного образования, в котором осуществляют деятельность как педагоги дополнительного образования нашей школы, так и учреждений дополнительного образования, тренеры детских спортивных школ.
Усиление воспитательной деятельности с классным коллективом осуществляется через деятельность классных руководителей, которые реализуют на внеурочных занятиях образовательную программу "Нравственное образование", разработанную коллективом сотрудников лаборатории нравственногго образования Российской Академии образования. В этот учебно-методический комплект входят книги для чтения для обучающихся, учебно-методические пособия для педагогов. Внеурочные занятия проводятся в системе 1 раз в неделю. На первой ступени обучения это курс "Азбука нравственности", на второй - "Грамматика нравственности". В ходе знакомства с основными нравственными понятиями курсов школьникам даются представления о нравственных ценностях, формируются умения применять, объяснять нравственные понятия по линиям нравственных отношений и навыки культуры нравственного поведения по разным линиям общения и правил этикета. Проведенный в январе 2011 года городской семинар "Нравственное образование школьников в воспитательной системе школы" вызвал неподдельный интерес у заместителей директоров школ города по ВР. Мы с удовольствием поделились программой названного курса.
Конечно, это один из вариантов внеурочной деятельности классного руководителя.Образовательное учреждение само выбирает форму организации внеурочной деятельности, но в данном случае хорошо, что программа обеспечена УМК.
Пихтелева З.А., заместитель директора
zoya
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 17 мар 2011, 21:25

Re: Модели организации внеурочной деятельности

Сообщение tanyaiv » 19 мар 2011, 00:29

Уважаемые коллеги! В нашей школе в 2010-2011уч. году учебный процесс для первоклассников строится по новому УМК " Планета знаний", с целью подготовки детей и родителей к стандартам второго поколения. На школьном методическом объединении учителей первых классов мы пришли к общему мнению о необходимости перехода на новый УМК. Содержание, структура, дидактическая и методическая системы, подбор иллюстративного и справочного материала этого комплекта реализуют требования нового государственного стандарта начального общего образования, опираются на "Концепцию содержания непрерывного образования ( дошкольное и начальное звено)" и современные педагогические технологии, ориентированные на создание условий для освоения ребёнком новой для него учебной деятельности, развитие и формирование учебных умений, которые помогут ему в дальнейшем образовании и самообразовании.
Одним из ведущих методов в работе по новым учебникам, считаю, проектную деятельность учащихся как на уроке так и во внеурочное время. Проектная деятельность способствует формированию умения самостоятельно планировать свою деятельность, направлена на расширение кругозора учеников, формирует умение самостоятельно применять имеющиеся знания и умения в реальных жизненных ситуациях, а также приобретать знания для расширения новых познавательных и практических задач.
В новые учебники включены специальные развороты проектной деятельности учащихся. К концу первого полугодия мои дети выполнили свои первые проекты по темам, предложенными авторами учебников " Мое любимое число" - по математике (числа от 1-9); " Буква из алфавита"- по чтению. Была проведена огромная работа по подборке материала, по оформлению работ. Подключились родители, мои бывшие ученики, дети делились своими находками с одноклассниками. Результаты были представлены в виде рисунков,стихотворений, поделок, книжек-малышек, слайдов и презентаций.
Учитель обязательно должен помнить, что работа над проектами носит исключительно добровольный характер. Проект-это специально организованная деятельность учащихся (индивидуальная или коллективная).
Т.А.Иванова, учитель начальных классов, МОУ СОШ№11 г.Тамбова
tanyaiv
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 18 мар 2011, 22:44

Re: Модели организации внеурочной деятельности

Сообщение nikitinavb » 19 мар 2011, 22:06

Уважаемые коллеги!
В рамках введении ФГОС на начальном этапе организация внеурочной деятельности в плане обеспечения возможности для обучающихся получать гарантированные услуги по воспитанию, дополнительному образованию, социализации личности, предоставления возможности самореализации, участия в деятельности различных объединений, активного развития для дальнейшего участия в жизни и деятельности высокотехнологичного общества, может моделироваться как интеграция программ и воспитательной деятельности с обязательным сотрудничеством с социальными партнёрами, в роли которых могут выступать учреждения и организации, взаимодействие с которыми поможет найти эффективные способы совместного решения задач реализации всех условий внеурочной деятельности.
В.Б. Никитина, заместитель директора по ВР МОУ «ООШ №4» г. Котовска
nikitinavb
 
Сообщений: 3
Зарегистрирован: 17 мар 2011, 21:18

Re: Модели организации внеурочной деятельности

Сообщение rybinanv » 21 мар 2011, 18:15

Модель организации внеурочной деятельности в рамках
ФГОС второго поколения.

Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности (ВУД) объясняется не только включением ее в учебный план 1- 4 классов, но и новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.
В тоже время для полноценной организации ВУД в большинстве ОУ сегодня имеются ограниченные ресурсы: кадровые, материально-технические, двухсменный режим занятий. В этих условиях не может быть единых форм организации ВУД, единых моделей.
Принципы организации ВУД в нашей школе:
• соответствие возрастным особенностям обучающихся, преемственность с технологиями учебной деятельности;
• опора на традиции и положительный опыт организации ВУД;
• опора на ценности воспитательной системы школы;
• свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.

Названные принципы определяют специфику организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов школы. Апробируется 3 способа организации ВУД:
1. Реализация образовательных программ ВУД, разработанных педагогами в режиме концентрированного обучения - погружений в коллективные творческие дела, которые могут иметь разные формы организации: экскурсии, викторины, поездки по культурно-историческим местам родного края.
2. Включение ребенка в систему коллективных творческих дел, которые являются частью воспитательной системы школы по пяти направлениям.
3. Использование ресурсов учреждений дополнительного образования.
Программы ВУД имеют следующую структуру:
• практическая часть (погружение в коллективное дело), которая составляет 70% объема программы;
• подготовка к проведению дела (теоретическая, мотивационная, организационная часть), которая составляет 30% объема программы.
При общем объеме программы на 30 часов в год расклад будет следующим:
• погружения в коллективные дела – 21 час;
• подготовка к делу – 9 часов.
В среднем каждое погружение длится около 5 часов, подготовка же занимает минимум времени, что соответствуем требованиям к формам организации ВУД, заявленным в стандартах (отказ от классно-урочной системы, иные отношения между учителями и учащимися, отсутствие жесткой регламентации пространства и времени). При пятидневной рабочей неделе удобно выделять для коллективных дел субботу, когда свободны педагоги и есть помещения для занятий.
При таком планировании основной образовательный результат программы достигается посредством коллективных дел. Отсюда содержание дела должно представлять собой завершенный цикл деятельности: целеполагание, действия детей, направленные на достижение цели, контроль и оценку результата.
Иллюстрацией построения программы ВУД в концентрированной форме может являться программа краеведческой направленности «Маленький тамбовчанин».
Общий объем программы составляет 30 часов. Из них 20 часов отводится на экскурсии (в количестве 4-5), 10 часов на теоретическое знакомство с курсом. Образовательная цель программы включает в себя знакомство с историей и культурой родного края, пробуждение интереса к Тамбовщине, формирование гражданской позиции школьника.
Каждая экскурсия планируется по следующей схеме:
• познавательная часть
• учебные действия детей
• контроль и оценка результата
Период между экскурсиями планируется как подведение итогов предыдущего блока программы и подготовка к следующему погружению, которая может быть организована в форме беседы, практического занятия, дискуссии, анкетирования, видеопросмотра, составления компьютерных презентаций и др.
Результат обучения по программе планируется в уровнях развития знаний, и универсальных учебных действий, которые отнесены ФГОС к надпредметным результатам.
По итогам освоения программы ребенку выдается сертификат, который становится частью его портфолио.
Особая трудность для педагогов связана с необходимостью удержания логики программы в сознании самого ребенка. С этой целью в программе выделяются способы и средства, позволяющие ребенку оценивать и корректировать свое поведение в различных ситуациях, применять полученные знания для решения жизненных задач, переносить способы, освоенные во внеурочной деятельности на решение жизненных ситуаций и т.д. В школе таким средством является рефлексивный дневник, структура которого сегодня разрабатывается.
2. Общешкольные дела по программе воспитательной системы включены в общую годовую циклограмму и являются компонентом внеурочной деятельности. Подготовка к участию и участие в общешкольном мероприятии позволяют ребенку овладевать универсальными способами деятельности (компетенциями) и демонстрировать уровень их развития. Участие ребенка в общешкольных делах осуществляется на добровольной основе, в соответствии с интересами и склонностями. Фиксация участия осуществляется классным руководителем в качественном (что сделано) и количественном (сколько времени) результате в карте занятости ребенка, по итогам заполнения которой оценивается включение ребенка во внеурочную деятельность.
3. Ресурс учреждений дополнительного образования школы использует настолько, насколько это позволяют делать площади для проведения занятий.
Таким образом, включение ребенка в систему общешкольных дел воспитательной системы, изучение образовательных программ ВУД, использование ресурса учреждений дополнительного образования позволяют сегодня реализовать учебный план 1 классов в части «Внеурочная деятельность» в объеме 5-6 часов в неделю. Для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности.
rybinanv
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 21 мар 2011, 17:23

Re: Модели организации внеурочной деятельности

Сообщение efremovanin » 21 мар 2011, 20:16

Из статистики:
Какие модели внеурочной деятельности могут быть использованы в школе?
Организация внеурочной деятельности в образовательных учреждениях подразумевает формирование различных моделей функционирования детских объединений.
Это:
- постоянно-действующие детские объединение (или статические по своему составу) - объединения с постоянным составом обучающихся в течение учебного года. Стабильная группа учеников работает по программе, отражающей целостный обучающий курс. Данная модель востребована всеми (100%) пилотными школами САО.
- мобильные (подвижные) группы - состав участников групп в течение года меняется в зависимости от потребности обучающихся. Данная модель актуальна для организации консультативных занятий, дает возможность свободного и неограниченного общения педагога с обучающимися по текущим учебным проблемам. Вариант такого моделирования задействовали 90% пилотных ОУ.
- модульный вариант предполагает использование порционных программ, организацию занятий блоками (по четвертям, триместрам, полугодиям). Каждый блок занятий повторяется через запланированные временные промежутки. Ученики класса имеют возможность пройти курс в удобное для себя время. Данная модель позволяет учитывать специфику образовательного учреждения, создавать условия для развития личности каждого ребенка, формировать универсальные умения, без которых ученик не сможет быть успешным ни на следующих ступенях образования, ни в профессиональной деятельности.
Модульный вариант организации занятий внеурочной деятельности востребован в 70% школ.
- личностно-направленный вариант модели актуален для организации проектной и исследовательской деятельности по выбору ученика (группы учеников). Каждый обучающийся может свободно заниматься проектной и исследовательской деятельностью в течение учебного года, для этого необходимо определиться с темой и графиком взаимодействия. На занятиях, выбирая разные темы исследований, ученик на уровне возможностей своего возраста осваивает способы познавательной, творческой деятельности, овладевает коммуникативными и информационными умениями, чтобы быть готовым к продолжению образования.
100% пилотных школ используют данный вариант модели внеурочных занятий.
Источник:интернет
Ефремова Нина Ревовна
учитель начальных классов МОУ Уметская СОШ
efremovanin
 
Сообщений: 25
Зарегистрирован: 17 мар 2011, 18:30


Вернуться в Организация внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

cron