Система оценивания младших школьников

Модераторы: Наталия Козычева, Fefelova, Kravtsova svetlana

Система оценивания младших школьников

Сообщение Kravtsova svetlana » 13 май 2011, 11:01

Уважаемые коллеги! Форум завершил свою работу.


Система оценивания занимает особое место в педагогических технологиях достижения требований федерального государственного образовательного стандарта и планируемых результатов освоения программ начального образования. Оценивание рассматривается как одна из важных целей обучения, призванных помочь учителю выбрать наиболее эффективные приемы и средства обучения, которые бы поощряли учащихся к развитию и дальнейшему продвижению в познании.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов (пункт 4.1.8). В соответствии с ними система оценки должна:
1. Фиксировать цели оценочной деятельности:
а) ориентировать на достижение результата:
– духовно-нравственное развитие и воспитание (личностные результаты),
– формирование универсальных учебных действий (метапредметные результаты),
– освоение содержания учебных предметов (предметные результаты);
б) обеспечить комплексный подход к оценке всех перечисленных результатов образования (предметных, метапредметных и личностных);
в) обеспечить возможность регулирования системы образования на основании полученной информации о достижении планируемых результатов. 2. Фиксировать критерии, процедуры, инструменты оценки и формы представления её результатов.
3. Фиксировать условия и границы применения системы оценки.
Учителю начальных классов необходимо иметь чёткое представление о системе оценивания, чтобы сформулировать свои вопросы к ней, которые необходимо разрешить в процессе внедрения системы. В УМК «Перспектива» существуют несколько правил оценивания:
1-е правило.ЧТО ОЦЕНИВАЕМ? Оцениваем результаты - предметные, метапредметные и личностные!
Результаты ученика - это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных). Отдельные действия, прежде всего успешные, достойны оценки (словесной характеристики), а решение полноценной задачи – оценки и отметки (знака в фиксированной системе).
Результаты учителя (образовательного учреждения) – это разница между результатами учеников (личностными, метапредметными и предметными) в начале обучения (входная диагностика) и в конце обучения (выходная диагностика). Прирост результатов означает, что учителю и школе в целом удалось создать образовательную среду, обеспечивающую развитие учеников. Отрицательный результат сравнения означает, что не удалось создать условия (образовательную среду) для успешного развития возможностей учеников.

2-е правило. КТО ОЦЕНИВАЕТ? Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку.
На уроке ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по «Алгоритму самооценки» и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право изменить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её. После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право изменить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.

Алгоритм самооценки (основные вопросы после выполнения задания)
1 . Какова была цель задания (задачи)?
2. Удалось получить результат (решение, ответ)?
3. Выполнил правильно или с ошибкой?
4. Самостоятельно или с чьей-то помощью?
3-е правило. СКОЛЬКО СТАВИТЬ ОТМЕТОК? По числу решённых задач!
За каждую учебную задачу или группу заданий-задач, показывающую овладение отдельным требуемым действием (умением), определяется и, по возможности, ставится отдельная отметка.
4-е правило. ГДЕ НАКАПЛИВАТЬ ОТМЕТКИ И ОЦЕНКИ? В таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных) и в портфеле достижений.
Портфель достижений ученика – это сборник работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижения ученика в разных областях (учёба, творчество, общение, здоровье, полезный людям труд и т.д.), а также самоанализ учеником своих текущих достижений и недостатков, позволяющих самому определять цели своего дальнейшего развития.
Основные разделы портфеля достижений:
– Показатели предметных результатов (контрольные работы, данные из таблиц результатов, выборки проектных, творческих и других работ по разным предметам).
– Показатели метапредметных результатов.
– Показатели личностных результатов (прежде всего, во внеучебной деятельности).
Пополнять портфель достижений и оценивать его материалы должен прежде всего ученик. Учитель же примерно раз в четверть пополняет лишь небольшую обязательную часть (после контрольных работ), а в остальном – обучает ученика порядку пополнения портфеля основным набором материалов и их оцениванию по качественной шкале: «нормально», «хорошо», «близко к отлично», «отлично», «превосходно» (подробнее см. правила 6, 7).

5-е правило. КОГДА СТАВИТЬ ОТМЕТКИ? Текущие – по желанию, тематические – обязательны.
За задачи, решённые при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как он ещё овладевает умениями и знаниями по теме и имеет право на ошибку.
За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметка ставится всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать (хотя бы один раз) не устраивающую его отметку.
6-е правило. ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАТЬ? По признакам трёх уровней успешности.
Необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия (раздел «ученик научится» примерной ООП) и давно изученные знания (входящие в опорную систему знаний предмета в примерной ООП).Это достаточно для продолжения образования, это возможно и необходимо всем. Качественные оценки - «хорошо, но не отлично» или «нормально» (решение задачи с недочётами).
Повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи, где потребовалось:
- либо действие в новой непривычной ситуации (в том числе действия из раздела «ученик может научиться» примерной ООП);
- либо использование новых, изучаемых в данный момент, знаний (в том числе выходящих за рамки опорной системы знаний по предмету в примерной ООП).
Умение действовать в нестандартной ситуации – это отличие от необходимого всем уровня. Качественные оценки – «отлично» или «приближается к отлично» (решение задачи с недочётами).
Максимальный уровень (НЕобязательный) - решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи», для которой потребовалось либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения и действия, требуемые на следующих ступенях образования. Это демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам сверх школьных требований. Качественная оценка - «превосходно».
Качественные оценки по уровням успешности могут быть переведены в отметки по любой балльной шкале: в традиционную 5-балльную (переосмысленную и желательно доработанную с помощью плюсов), в 10-балльную, 100-балльную, 6-балльную и т.д.
7-е правило. КАК ОПРЕДЕЛЯТЬ ИТОГОВЫЕ ОЦЕНКИ?
Предметные четвертные оценки/отметки определяются по таблицам предметных результатов (среднее арифметическое баллов).
Итоговая оценка за ступень начальной школы – на основе всех положительных результатов, накопленных учеником в своём портфеле достижений, и на основе итоговой диагностики предметных и метапредметных результатов.

Приглашаем к обсуждению проблемы по нескольким направлениям:
1.Технология оценивания личностных, метапредметных и предметных результатов.
2. Реализация уровневого подхода в начальной школе.
3. Развитие самооценки младшего школьника.
4. Использование накопительной системы оценивания в начальной школе.
Кравцова Светлана Александровна, к.псх.н., доцент кафедры психологии и педагогики ТОИПКРО
Аватар пользователя
Kravtsova svetlana
 
Сообщений: 32
Зарегистрирован: 12 май 2011, 21:34

Re: Система оценивания младших школьников

Сообщение val-olejnikova » 16 май 2011, 15:46

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предписывает, что «предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования должно быть достижение предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, необходимых для продолжения образования. К результатам индивидуальных достижений обучающихся, не подлежащим итоговой оценке качества освоения основной образовательной программы начального общего образования, относятся: ценностные ориентации обучающегося; индивидуальные личностные характеристики, в том числе патриотизм, толерантность, гуманизм и др. Обобщённая оценка этих и других личностных результатов учебной деятельности обучающихся может осуществляться в ходе различных мониторинговых исследований».
В текущем учебном году я начала работать по УМК "Планета знаний" и считаю, что мониторинг освоения учебных программ и сформированности личностных, познавательных, коммуникативных учебных действий может осуществляться на материалах учебников и рабочих тетрадей данного УМК.
Достижение планируемых результатов можно фиксировать в накопительной системе оценки, в том числе в форме портфолио учащегося. Здесь учителю важно на каждом этапе обучения вместе с ребёнком выбирать, что является для него результатом на сегодняшний день. Оценочная деятельность самого педагога должна быть направлена на то, чтобы стимулировать учебно-познавательную деятельность ребёнка и корректировать её. Вместе с тем передавать ребёнку нормы и способы оценивания (не выставления отметки, а фиксации качества, например разборчивость письма, грамотность, способа действий и т.д.), способствовать выработке у ребёнка самооценки своего труда. Отбирая в свой портфолио творческие, проектные работы, ребёнок проводит рефлексию сделанного, а учитель может отследить как меняются, развиваются интересы ребёнка, его мотивация, уровень самостоятельности и другие личностные и метапредметные действия. Динамика образовательных достижений учащихся за период обучения станет очевиднее, если накопительная система оценивания станет действовать с 1 класса, поэтому так важно сохранить первые тетради (или отдельные страницы), первые творческие работы ребёнка. В классе мною активно проводится такая работа. И главными помощниками здесь выступают родители.
Последний раз редактировалось val-olejnikova 17 май 2011, 19:41, всего редактировалось 1 раз.
Олейникова Валентина Николаевна,
учитель начальных классов, МОУ ООШ №2 города Котовска
Аватар пользователя
val-olejnikova
 
Сообщений: 6
Зарегистрирован: 16 май 2011, 15:00
Откуда: город Котовск

Re: Система оценивания младших школьников

Сообщение Provotorova » 16 май 2011, 16:50

Добрый день,коллеги! Хочу присоединиться к форуму по системе оценивания младших школьников. С введением нового ФГОС развивается способность младших школьников к оцениванию своей деятельности и деятельности товарищей. Поступив в школу,ребенок считает единственно правильной оценкой своего труда и труда товарищей-оценку учителя. Учительский авторитет,его слово-огромная значимость для ребенка. Зачастую.ученику младших классов очень трудно объективно оценить своих товарищей по классу,присутствует завышенная самооценка.В методические комплекты,отвечающие стандартам нового поколения.заложено развитие рефлексии учебной деятельности учеников.
В настоящее время я работаю по УМК " Планета знаний". В данном комплекте предусмотрена работа в группе,в парах. А следовательно ,ребенок не может быть пассивным в оценивании коллективного труда одноклассников. Он "примеривает" на себя разные роли:организатора,исполнителя,координатора... Он должен высказываться,оценивать,проводить анализ,синтез. Ребенок общается,соглашается,спорит,а следовательно- он развивается. Учитель учит детей корректным высказываниям, умению объективно оценивать результат. Если на уроках уделять должное внимание развитию рефлексии младшего школьника, то результаты будут видны:дети будут прислушиваться к мнению своих одноклассников, стараться оправдать их надежды,ученики и себя будут оценивать более объективно,стремиться исправить свои недостатки. Настоящая самодиагностика! Ведь если обозначена проблема- легко найти путь ее разрешения!
С уважением, Провоторова Елена Евгеньевна,учитель начальных классов МОУ гимназия № 12. г. Тамбов
Provotorova
 
Сообщений: 3
Зарегистрирован: 16 май 2011, 15:15

Re: Система оценивания младших школьников

Сообщение Kravtsova svetlana » 16 май 2011, 16:57

Уважаемая Валентина Николаевна! Вы затронули важную проблему. В условиях введения ФГОС нового поколения система накопительной оценки вводится с 1-го класса в форме портфолио с целью создания ситуации успеха для каждого ученика, повышения самооценки и уверенности в собственных возможностях. Портфолио помогает раскрыть индивидуальные способности ученика, приобрести навыки рефлексии, формирует установки на творческую деятельность. Задача учителя - правильно организовать работу по введению накопительной системы оценивания и объективно выставлять итоговую отметку с учётом этой системы.
Кравцова Светлана Александровна, к.псх.н., доцент кафедры психологии и педагогики ТОИПКРО
Аватар пользователя
Kravtsova svetlana
 
Сообщений: 32
Зарегистрирован: 12 май 2011, 21:34

Re: Система оценивания младших школьников

Сообщение Fefelova » 16 май 2011, 17:21

Уважаемая Валентина Николаевна!
Работа по УМК «Планета знаний» предполагает активную проектную деятельность. Поделитесь, пожалуйста, какие формы оценивания результата работы над проектами Вы используете в своей работе?
Фефелова Надежда Валентиновна
учитель начальных классов - МОУ гимназия №12 г.Тамбов
Фефелова Надежда Валентиновна - учитель начальных классов
МОУ гимназия №12 г.Тамбов
Аватар пользователя
Fefelova
 
Сообщений: 15
Зарегистрирован: 13 май 2011, 09:12

Re: Система оценивания младших школьников

Сообщение Fefelova » 16 май 2011, 17:39

Уважаемая Елена Евгеньевна!
В УМК «Планета знаний» весь материал учебников делится на инвариантную и вариативную части. Инвариантная часть соответствует образовательному стандарту и содержит необходимый учебный материал и набор заданий в соответствии с обязательным образовательным минимумом. Вариативная часть создает дополнительное образовательное пространство, в которое входят задания и блоки заданий по разным видам деятельности (творческие задания, задания на информационный поиск, дифференцированные задания и "интеллектуальный марафон"), выполняемые по выбору ученика или учителя. Учащимся предоставляется возможность выбора заданий в соответствии со своим индивидуальным темпом усвоения учебного материала и личной траекторией движения в образовательном пространстве.
Помогает ли Вам такая структура учебника формировать у учащихся осознанную самооценку результатов своей учебной деятельности?
Фефелова Н.В.
Фефелова Надежда Валентиновна - учитель начальных классов
МОУ гимназия №12 г.Тамбов
Аватар пользователя
Fefelova
 
Сообщений: 15
Зарегистрирован: 13 май 2011, 09:12

Re: Система оценивания младших школьников

Сообщение Kravtsova svetlana » 16 май 2011, 17:47

Уважаемая Елена Евгеньевна! Ваше учреждение является экспериментальной площадкой по введению ФГОС нового поколения. Очень хотелось бы, чтобы Вы поделились опытом по данной проблеме.Какое место в учебном процессе занимает самооценка? Как вы приучаете детей оценивать свою работу на уроке? Думаю, что эти вопросы инрересуют многих коллег.
Кравцова Светлана Александровна, к.псх.н., доцент кафедры психологии и педагогики ТОИПКРО
Аватар пользователя
Kravtsova svetlana
 
Сообщений: 32
Зарегистрирован: 12 май 2011, 21:34

Re: Система оценивания младших школьников

Сообщение val-olejnikova » 16 май 2011, 17:56

Уважаемая Надежда Валентиновна!
По УМК "Планета знаний" работаю первый год и активно использую проектную деятельность. Как одну из форм оценивания результата работы использую презентацию результатов. Цель такой работы– демонстрация материалов, представление результатов. Задачи:
– подготовка презентационных материалов;
– подготовка публичного выступления;
– презентация проекта.
Я, как учитель, организую презентацию, продумываю и реализую взаимодействие с родителями, консультирую учащихся по вопросам подготовки презентации и оформления портфолио, провожу репетицию предстоящей презентации, выступаю в качестве эксперта. Т.е. принимаю отчет:
• обобщаю и резюмирую полученные результаты;
• подвожу итоги обучения;
• оцениваею умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.;
• акцентирую внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др.
Обучающиеся, в свою очередь, выбирают (предлагают) форму презентации, готовят презентацию, продолжают оформлять портфолио, консультируются с учителем, осуществляют защиту проекта, отвечают на вопросы слушателей. При этом демонстрируют:
• понимание проблемы, цели и задач;
• умение планировать и осуществлять работу;
• найденный способ решения проблемы;
• рефлексию деятельности и результата.
Они же выступают в качестве эксперта, т.е. задают вопросы и высказывают критические замечания (при презентации других групп \ учащихся).
Как я уже говорила, родителя в первом классе - первые помощники. Поэтому они консультируют в выборе формы презентации, оказывают помощь в подготовке презентации, могут выступать в качестве экспертов.
В классе действуют сменные выставки проектов обучающихся.
Последний раз редактировалось val-olejnikova 17 май 2011, 19:41, всего редактировалось 1 раз.
Олейникова Валентина Николаевна,
учитель начальных классов, МОУ ООШ №2 города Котовска
Аватар пользователя
val-olejnikova
 
Сообщений: 6
Зарегистрирован: 16 май 2011, 15:00
Откуда: город Котовск

Re: Система оценивания младших школьников

Сообщение Provotorova » 16 май 2011, 19:15

Уважаемые,коллеги! Спасибо за вопросы,заданные мне.Постараюсь ответить на них. УМК" Планета знаний" по которому я работаю второй год,предусматривает возможность выбора заданий в соответствии с индивидуальным развитием ребенка.Задания ранжируются по степени трудности учебного материала.Достаточно легко определить количество учеников,выбирающих легкие,средние и трудные задания.Задача учителя -поддержать ученика,вселить в него уверенность.Обучение должно учитывать" ситуацию успеха" у каждого ученика.Принцип дидактики- от простого к сложному. Если ученик справляется с легкими заданиями и чувствует поддержку учителя и товарищей,то через некоторое время он будут стремиться к решению более сложных заданий,совершенствовать свой образовательный уровень.
Я работаю в учебном заведении,на базе которого открыта экспериментальная площадка по апробации новых стандартов.Развитие самооценки -важный момент в становлении личности ребенка,в его адоптации в социуме. С самых первых дней прибывания ребенка в школе стремлюсь проявить внимание к каждому ребенку,в каждом ученике увидеть положительное. В конце урока спрашиваю у детей,кто на их взгляд был активен,правильно отвечал. Свою оценку всегда коментирую. Позже,когда дети привыкли к школе,товарищам,выбираю экспертов на уроке,помощников,даю возможность высказаться детям. Предупреждаю детей,что в каждой работе,в каждом ответе.необходимо отметить положительные моменты,а затем дать рекомендации по устранению недостатков. Часто использую коллективное оценивание урока в целом при помощи определенных значков, по аналогии с сигналами светофора. Работая в группах распределяю обязаности так,чтобы в них были эксперты,оценивающие деятельность каждого члена группы. На уроке ,выполняя письменные задания ,часто прошу детей оценить свою работу при помощи значка- "тучка"." солнышко"." переменная облачность". Дети часто верно себя оценивают и своих товарищей по парте,работая в паре. Каждого ребенка есть за что похвалить,самое главное,чтобы он хотел показать свои самые лучшие стороны,а если это заметят окружающие, ему захочется быть лучшим вдвойне!
С уважением,Елена Евгеньевна Провоторова г. Тамбов МОУ гимназия № 12.
Provotorova
 
Сообщений: 3
Зарегистрирован: 16 май 2011, 15:15

Re: Система оценивания младших школьников

Сообщение Kravtsova svetlana » 16 май 2011, 20:00

Уважаемые коллеги! Приглашаю поделиться опытом работы по формированию самооценки младшего школьника.
Кравцова Светлана Александровна, к.псх.н., доцент кафедры психологии и педагогики ТОИПКРО
Аватар пользователя
Kravtsova svetlana
 
Сообщений: 32
Зарегистрирован: 12 май 2011, 21:34

След.

Вернуться в Система оценивания младших школьников в условиях реализации ФГОС нового поколения

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron