Роль педагога-психолога в условиях реализации ФГОС

Областной форум проводится в целях повышения качества психолого-педагогического сопровождения и оказания помощи участникам образовательного процесса в условиях введения ФГОС нового поколения

Модератор: Валентина Чернышова

Роль педагога-психолога в условиях реализации ФГОС

Сообщение admin » 16 мар 2011, 16:04

Роль педагога-психолога в условиях реализации ФГОС нового поколения

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения представляет собой общественный договор между семьей, обществом и государством. Стандарты устанавливают три группы образовательных результатов (личностные, метапредметные и предметные), выделяя при этом основные образовательные результаты для каждой ступени обучения. Так, к основным результатам начального общего образования Стандарт относит:
− формирование универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
− воспитание основ умения учиться — способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
− индивидуальный прогресс в основных сферах развития личности — мотивационно - смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.
Чтобы достичь данные результаты, необходимо осуществлять системно-деятельностный подход к обучению и воспитанию, который и предполагает:
учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;
обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Становится очевидным, что для реализации требований Стандарта необходима активная и содержательная работа психологической службы образовательного учреждения. Основой системы психологического сопровождения является единство требований, предъявляемых к ребенку в школе, семье, обществе, а эффективность деятельности педагога-психолога в системе психолого-педагогического сопровождения зависит от совпадения целей и задач, решаемых психологической и методической службами школы, взаимодействия с административным звеном.
Психологическое сопровождение традиционно охватывает всех участников образовательного процесса: обучающихся, родителей и педагогов.
Психологическое сопровождение предполагает целостный, и непрерывный комплекс мер, предусматривающий реализацию адекватных форм, методов, приемов взаимодействия всех участников образовательного процесса и включает в себя следующие направления работы.
Наш форум направлен на обсуждение проблемы психологического сопровождения реализации ФГОС, обмен опытом и технологическим инструментарием по введению и реализации ФГОС.
Мы приглашаем всех участников образовательного процесса к конструктивному диалогу, обмену мнениями и разрешению стоящей перед современной школой проблемой реализации ФГОС нового поколения.
admin
Администратор
 
Сообщений: 11
Зарегистрирован: 04 фев 2011, 20:41

Re: Роль педагога-психолога в условиях реализации ФГОС

Сообщение rodionova » 16 мар 2011, 22:14

Уважаемые коллеги! Обсуждение такой проблемы как введение ФГОС захватило всех - ведь речь идёт о будущем детей, страны. Выходит много разных статей, в том числе и критических. Очень важным и ответственным для психологов образования является то, что актуальной задачей нового стандарта становится обеспечение развития универсальных учебных действий как "психологической составляющей" ядра образования. То, что новый стандарт выделяет в качестве основных результатов образования компетенции (предметные, метапредметные, личностные), также открывает интересное поле деятельности для психолога. Технологии формирования этих компетенций могут быть разработаны только на основе положений психологии. Необходимость измерения метапредметных компетенций и личностных качеств безусловно потребует создания системы диагностики результатов образовательного процесса, а технологии формирования и измерения этих компетенций должны стать основным предметом деятельности психолога. В целом, введение нового стандарта существенно изменяет всю образовательную ситуацию в учреждении - определяется точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды. В этих условиях деятельность психолога становится конкретной и измеримой, что очень важно. Работа психолога, таким образом, становится обязательным элементом управления образовательным процессом в учреждении, так как результаты деятельности психолога предполагают оценку качества образования по ряду обязательных критериев. Это ново и очень ответственно.
rodionova
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 16 мар 2011, 21:18

Re: Роль педагога-психолога в условиях реализации ФГОС

Сообщение Елена » 16 мар 2011, 23:45

Новый стандарт выделяет в качестве основных образовательных результатов компетенции: предметные, метапредметные и личностные, для которых должны быть разработаны основанные на научной психологии технологии их формирования и оценки. Необходимость измерения метапредметных компетенций и личностных качеств потребует создания системы диагностики результатов образовательного процесса, а технологии формирования и измерения указанных компетенций должны стать основным предметом деятельности школьного психолога.
Школьная психолого-педагогическая служба является необходимым компонентом системы управления образовательным процессом. Целесообразность ее существования определяется насущной потребностью школы в эффективном функционировании такой организации, особенно в условиях введения ФГОС нового поколения.
Опираясь на свои профессиональные знания о возрастных закономерностях психического развития, психической деятельности и поведения человека, их зависимости от особенностей взаимоотношений школьников с взрослыми и сверстниками, организации образовательного процесса, специалисты службы обеспечивают возможности для индивидуального подхода к ребенку, определяют его способности, причины возможных отклонений и пути их психолого-педагогической коррекции.
Специалисты службы осуществляют свою деятельность в тесном контакте с педагогическим коллективом школы и родителями. Важнейшим условием эффективности работы службы в условиях введения ФГОС является правильное понимание специалистами и педагогами существа их профессионального взаимодействия. Взаимодополняемость позиций специалистов службы и педагога, их тесное сотрудничество на всех стадиях следует рассматривать как необходимое условие плодотворной работы по введению ФГОС.

Е.А. Пономарева, директор МОУ Сосновской сош №2
Елена
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 16 мар 2011, 21:50

Re: Роль педагога-психолога в условиях реализации ФГОС

Сообщение ольга карпова » 17 мар 2011, 18:07

В настоящее время четко установленна связь между социональнно-эмоциональным благоролучием ребёнка в сообществе, учебном коллективе и его усспешностью в учебной деятельности. Роль педагога - психолога остаётся неизменной, он помогает ребёнку быть благоролучным.
ольга карпова
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 17 мар 2011, 17:10

Re: Роль педагога-психолога в условиях реализации ФГОС

Сообщение efremovanin » 17 мар 2011, 18:51

Психологическая служба в ОУ с введением ФГОС должна работать в полном объеме в тесном контакте с учителем начальных классов.Специалисты службы осуществляют свою деятельность в тесном контакте с педагогическим коллективом школы и родителями. Важнейшим условием эффективности работы службы в условиях введения ФГОС является правильное понимание специалистами и педагогами существа их профессионального взаимодействия. Взаимодополняемость позиций специалистов службы и педагога, их тесное сотрудничество на всех стадиях следует рассматривать как необходимое условие плодотворной работы по введению ФГОС.
Ефремова Нина Ревовна
учитель начальных классов МОУ Уметская СОШ
efremovanin
 
Сообщений: 25
Зарегистрирован: 17 мар 2011, 18:30

Re: Роль педагога-психолога в условиях реализации ФГОС

Сообщение Ирина » 17 мар 2011, 19:37

Психолог никогда не остается в стороне от изменений в образовании. Так случится и при введение новых образовательных стандартов.А так как новые стандарты, по словам разработчиков, «особенно психологичны», то они потребуютт при реализации обновленной роли педагога-психолога.
Последний раз редактировалось Ирина 17 мар 2011, 20:13, всего редактировалось 1 раз.
Ирина
 
Сообщений: 4
Зарегистрирован: 17 мар 2011, 19:04

Re: Роль педагога-психолога в условиях реализации ФГОС

Сообщение Ирина Эктова » 17 мар 2011, 19:54

Введение новых образовательных стандартов требует модернизации системы управления школой: важное место в образовательном процессе должно занимать психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Новые стандарты меняют всю образовательную ситуацию в школе, ставя на первое место применение психологических знаний в организации процесса обучения и воспитания. Поэтому деятельность педагога-психолога становится ключевым элементом всего образовательного процесса.
Ирина Эктова
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 17 мар 2011, 19:53

Re: Роль педагога-психолога в условиях реализации ФГОС

Сообщение kirasea » 17 мар 2011, 20:13

Становится очевидным, что для реализации требований Стандарта необходима активная и содержательная работа психологической службы образовательного учреждения.
kirasea
 
Сообщений: 4
Зарегистрирован: 17 мар 2011, 19:50

Re: Роль педагога-психолога в условиях реализации ФГОС

Сообщение Доронина Татьяна » 17 мар 2011, 20:16

"Всякое дело, которое вы делаете, есть одна восьмая часть искомого, а сохранить свое внутреннее устройство, если и случится не исполнить дела, есть семь восьмых". Эти слова Дорофеймся, древнего христианского подвижника, вполне могут служить эпиграфом к работе школьного психолога, ведь главная цель его пребывания в школе - это личностно-ориентированное обучение, это предупреждение возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии учащихся и создание условий, максимально благоприятных для этого развития.
Содержание работы психолога в школе предполагает совместную работу с другими взрослыми, окружающими детей, по развитию потенциала каждого ребенка и создание тем самым особого психологически комфортного пространства в школе.
Но для этого и запрос школы, общества должен быть несколько иным.
Должен быть какой-то поворот в системе ценностей учителя и всей системы образования. До сих пор успешность учителя определялась учебными достижениями его учеников. Если ученики получают хорошие отметки, я- хороший учитель. А вот если бы было так: я- хороший учитель, если дети бегут бегом на мои уроки, если они улыбаются и позволяют спорить со мной, задавать вопросы, если никто не предпочитает заболеть, чтобы пропустить контрольную работу, вот тогда - я хороший учитель. Вот тогда можно говорить о том эмоциональном комфортном пространстве, в котором только и возможно развитие потенциала. В противном случае масса физиологических ресурсов уйдет на выстраивание психологических защит и ничего не останется на этот самый потенциал. Т.О. не оценки должны быть главным критерием успешности пребывания ребенка в школе.
И наша задача помочь учителю переосмыслить и принять это.
Доронина Татьяна
 
Сообщений: 3
Зарегистрирован: 17 мар 2011, 19:35

Re: Роль педагога-психолога в условиях реализации ФГОС

Сообщение efremovanin » 17 мар 2011, 20:20

Педагогу-психологу важно на каждом этапе обучения вместе с ребёнком выбирать, что является для него результатом на сегодняшний день. Оценочная деятельность самого педагога должна быть направлена на то, чтобы стимулировать учебно-познавательную деятельность ребёнка и корректировать её. Вместе с тем передавать ребёнку нормы и способы оценивания (не выставления отметки, а фиксации качества, например разборчивость письма, грамотность, способа действий и т.д.), способствовать выработке у ребёнка самооценки своего труда. Отбирая в свой портфолио творческие, проектные работы, ребёнок проводит рефлексию сделанного, а педагог может отследить как меняются, развиваются интересы ребёнка, его мотивация, уровень самостоятельности и другие личностные и метапредметные действия. Динамика образовательных достижений учащихся за период обучения станет очевиднее, если накопительная система оценивания станет действовать с 1 класса, поэтому так важно сохранить первые тетради (или отдельные страницы), первые творческие работы ребёнка
Ефремова Нина Ревовна
учитель начальных классов МОУ Уметская СОШ
efremovanin
 
Сообщений: 25
Зарегистрирован: 17 мар 2011, 18:30

След.

Вернуться в Психологическое сопровождение участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС нового поколения

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1