logo1

Много Joomla шаблонов на www.templete.ru

Проектирование и организация образовательного процесса на основе деятельностного подхода

1.1. Ключевые слова, отображающие контент (содержание) консультации: педагогическая система, технологическая карта, технология деятельностного обучения.

1.2. Краткая аннотация контента консультации.

Консультация по вопросу проектирования и организации учебного процесса на основе деятельностного подхода. Понятие «педагогическая система» и ее слагаемые. Технологическая  карта – форма перспективного планирования учебного процесса. Технология  проектирования учебного занятия на деятельностной основе.

1.3. Запрос на консультирование

Каковы механизмы проектирования педагогами педагогической системы, соответствующей государственному стандарту общего образования?

1.4. Консультативный текст  

 

Понятие «педагогическая система» и ее слагаемые

Обновление содержания, технологий обучения и создание принципиальной новой системы оценки качества образования предполагают овладение педагогами знаниями и умениями проектирования педагогической системы, соответствующей государственному стандарту общего образования. Для этого, прежде всего, рассмотрим понятие «педагогическая система» и ее слагаемые. Педагогическая система - совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания  организованного, целенаправленного педагогического влияния на формирование  личности обучающегося. Обязательные элементы педагогической системы: цель, содержание образования, дидактические процессы, средства обучения (в том числе  учитель), организационные формы, контроль.

Цель - системообразующий элемент педагогической системы.

Цель – заранее  определяемые (прогнозируемые) результаты обучения и воспитания, которых стремятся  достичь в педагогическом процессе.

Содержание учебного материала как  элемента педагогической системы  должно реализовывать  заданные аспекты целей образования и соответствовать обязательному минимуму содержания основных образовательных программ государственного стандарта.

Дидактические процессы отражают процессуальную сторону функционирования педагогической системы. Они осуществляются между обучающимися и преподавателями посредством живого слова, технических средств обучения, книг, учебных пособий.

Организационные формы также относятся к процессуальной составляющей педагогической системы и включают в себя  формы и методы реализации заданного содержания.

Методы контроля выполняют контрольно-корректирующую функцию в педагогическом процессе, связанную с его диагностикой и управлением.

Они призваны обеспечить внешнюю обратную  связь (контроль педагога) и внутреннюю (самоконтроль обучающегося) в процессе обучения.

Контроль – это способ определения результативности  учебно-познавательной  и других видов деятельности  обучающихся и преподавателя.

В рамках педагогической системы структура учебного процесса включает: цель-содержание учебного материала- методы и средства обучения- формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся - контроль- результат.

Таким образом, федеральный компонент предполагает на уровне каждого учителя создание принципиально новой педагогической системы.

Технологическая  карта – форма перспективного планирования учебного процесса

Одним из условий достижения качества образования является эффективное управление им со стороны учителя. Учитель, выбирая  форму перспективного планирования (тематическое,  календарно-тематическое планирование или в форме технологической карты) должен спроектировать учебный процесс как целостную педагогическую систему, включающую:

цели обучения;

содержание учебного материала;

методы обучения;

формы организации познавательной деятельности учащихся;

требования к уровню подготовки учащихся.

При разработке  перспективного планирования педагогу необходимо:

чётко сформулировать цели изучения учебного материала;

выделить обязательный минимум содержания изучаемой темы;

выделить требования к уровню подготовки учащихся по данной теме: что ученик должен знать (понимать), уметь, использовать приобретённые знания и умения  в практической деятельности и повседневной жизни;

спроектировать деятельностный характер обучения, направленность содержания образования на формирование  общих учебных умений и  навыков, обобщённых способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, трудовой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности;

спроектировать формирование ключевых компетенций - готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач;

обеспечить вариативность и свободу выбора для учащихся;

подобрать контрольно-измерительные материалы, соответствующие требованиям государственного стандарта.

Наиболее эффективной формой перспективного планирования как формы конструирования педагогом образовательного процесса, позволяющей реализовать вышеуказанные требования, является технологическая карта.

Технологическая карта (ТК) разрабатывается на учебную тему (раздел), является основой для разработки поурочных планов, в которых конкретизируются (детализируются) положения технологической карты.

ТК разрабатывается учителем самостоятельно, исходя из его уровня творческих возможностей и квалификации; уровня обученности и обучаемости учащихся, уровня сформированности общих учебных умений, навыков и способов деятельности учащихся, обеспеченности образовательного процесса необходимым учебным оборудованием и современными средствами обучения.

ТК позволяет представить образовательный процесс как целостную педагогическую систему - систему учебных занятий, взаимосвязанных по целевому, содержательному, операционно-деятельностному, контрольно-регулировочному, рефлексивному компонентам. В ней предусматривается планирование целей обучения, воспитания и развития учащихся; формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности. Указанные показатели являются конечными результатами усвоения учащимися программного материала в соответствии с требованиями государственного стандарта общего образования.

Как правило, ТК разрабатывается на основе блочного планирования изучения учебного материала. Алгоритм блочного планирования можно представить следующим образом:

учебный материал раздела (темы) делится на блоки – логически завершенные части;

определяется  количество уроков, необходимых для  изучения каждого блока;

по каждому блоку определяются преобладающие методы обучения, формы организации познавательной деятельности учащихся с учетом особенностей учебного материала, познавательных возможностей и способностей учащихся;

конкретизируются применительно к учебному блоку знания, которые должны освоить учащиеся; умения, навыки и способы деятельности, которыми должны овладеть учащиеся;

планируется система контроля знаний, умений, навыков и способов деятельности  учащихся по каждому блоку, форма итогового контроля по теме (разделу). Система контроля должна включать само-, взаимоконтроль учащихся, учительский и административный контроль.

В представленной структуре технологическая карта является эффективным средством управления учебным процессом  не только на уровне учителя, но и на уровне учащихся. Спланировать изучение программного материала отдельно по учебным занятиям, как это делается в традиционном тематическом планировании, возможно, но спрогнозировать  успешность его освоения и овладения умениями, навыками и способами деятельности, обозначенными в государственном стандарте общего образования, возможно только при осуществлении регулирующей и организационно-методической  функций, заложенных  изначально в ТК. Суть их сводится к следующему:  технологическая карта организует деятельность учителя при подготовке к системе учебных занятий по блоку, дает возможность маневрировать  учебным материалом на основе реального темпа его освоения, овладения учащимися умениями, навыками и способами познавательной деятельности и на основе этого детально разрабатывать поурочные планы,  эффективнее организовывать учебный процесс, управлять познавательной деятельностью учащихся с учетом их реальных успехов, своевременно выявлять трудности, которые испытывают отдельные группы учащихся, оказывать им дозированную помощь. Достаточно большие резервы в успешном освоении учащимися знаниями, овладении умениями, навыками и способами деятельности  заложены в формировании у обучающихся умений самоконтроля результатов своей учебно-познавательной деятельности на основе специально организуемого учителем процесса отработки умений и способов рефлексивной деятельности.

С учетом вышеизложенного, наиболее целесообразной и приемлемой для всех учебных предметов является следующая структура технологической карты:

  1. Название темы  (блока) учебных занятий.
  2. Количество часов на изучение блока учебных занятий.
  3. Триединые дидактические цели (ТДЦ), планируемые для достижения при изучении учебного блока (темы), сформулированные в деятельностной форме.
  4. Содержание учебного материала (федеральный, региональный и школьный компонент) (СУМ).
  5. Преобладающие методы обучения (МО).
  6. Формы организации познавательной деятельности учащихся (ФОПД).
  7. Требования к знаниям, умениям, навыкам и компетенциям учащихся.
  8. Межпредметные связи (МПС).
  9. Система контроля процесса усвоения знаний, овладения умениями, навыками и компетенциями.

 Возможная форма технологической карты (пример):

tabl-1

Технология  проектирования учебного занятия на деятельностной основе

Достижение требований государственного стандарта общего образования предполагает совершенствование процессов проектирования и организации учебного занятия. При проектировании учебного занятия используются те же подходы, что и при разработке ТК темы. В условиях перехода к деятельностному обучению при проектировании учебного занятия необходимо тщательно продумывать деятельность учащихся на каждом этапе учебного занятия.

Технология деятельностного обучения включает в себя определённую последовательность действий. Рассмотрим два варианта технологии деятельностного обучения. 1 вариант применим в рамках традиционного урока.

№п/п

Действия

Содержание действий

1.

Самоопределение к деятельности

Организуется положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке:
- создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);
- выделяется содержательная область деятельности («могу»)

2.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Учащиеся подготавливаются к проектировочной деятельности, учителем организуется:
- актуализация знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий;
- тренировка соответствующих мыслительных операций;
- создается  проблемная ситуация, фиксируются  затруднения учащихся в индивидуальной деятельности

3.

Постановка учебной задачи

Учащиеся: соотносят свои действия с имеющимся алгоритмом, способом деятельности по изучению теоретического материала, его структурирования, выполнения практического задания;
- выявляют и фиксируют причину затруднения;

Учитель:
- организует коммуникативную деятельность учащихся по исследованию возникшей проблемной ситуации.

Определяется цель деятельности и формируется тема урока.

4.

Построение проекта выхода из проблемной ситуации, затруднения

Выдвигаются и проверяются гипотезы;
Организуется коллективная деятельность учащихся, в ходе которой выстраивается и обосновывается новый способ действий;
Новый способ действий фиксируется в устной и письменной форме.

5.

Первичное закрепление учебного материала.

Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия выполняют типовые задания на новый способ действия с обсуждением шагов действий и полученных результатов.6.

Самостоятельная работа

Используется индивидуальная форма работы.
Учащиеся:
- самостоятельно выполняют задания на применение нового способа действия;
- осуществляют самопроверку, пошагово сравнения с образцом;оценивают свою самостоятельную работу.

7.

Включение новых знаний в систему и повторение

Новое знание включается в систему знаний.
Возможна отработка ранее изученных алгоритмов и подготовка к введению новых знаний на последующих уроках

8.

Рефлексия деятельности (итог урока)

Организуется самооценка и взаимооценка учениками деятельности на уроке.
Фиксируется степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности, намечаются цели последующей деятельности.

 

Деятельностный подход в обучении  имеет интегративный характер. Он основывается как на традиционном подходе к обучению (этапы 1, 2, 5, 6), так и введением в практику работы учителей идей из новых концепций развивающего обучения П. Я. Гальперина (этапы 3-7), Л. В. Занкова (завершение этапа 2), В. В. Давыдова (этапы 3, 4, 6, 8).

Представленная технология обучения не отвергает традиционную дидактику, а продолжает и развивает её в направлении современных образовательных целей.

Наиболее эффективным, в рамках государственного стандарта общего образования, является 2-ой вариант применения технологии деятельностного обучения - в блочно-модульном изучении темы. Суть его состоит в следующем: учебная тема разбивается на отдельные блоки-модули, которые представляют собой завершенные разделы темы. Внутри блока-модуля определяются учебные занятия, на которых отрабатываются не все 8 этапов, а часть их, логически связанных между собой и имеющих определённую завершённость.

1-й блок-модуль: 1-4 этапы

2-й блок-модуль: 5-6 этапы

3-й блок-модуль: 7-8

Наиболее весомым является 2-ой блок-модуль - на него могут отводиться несколько учебных занятий. Преимущества 2-го варианта заключается в том, что уменьшается количество дидактических задач, решаемых на уроках-блоках (от 2-х до 4-х). В первом же варианте на уроке нужно реализовать в соответствии с его этапами, 8 дидактических задач.

1-ый способ рекомендуется применить на 1, 2 ступенях школы, 2-ой - на старшей ступени обучения в школе.

 

Литература

  1. Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие. / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина  - М.: Изд. Центр «Академия», 2007.
  2. Елисеев, В.В., Методические рекомендации по разработке образовательной программы школы. / В.В. Елисеев, В.А. Основина – Ульяновск: УИПКПРО, 2007.
  3. Конаржевский, Ю.А. Технология педагогического анализа учебно-воспитательного процесса. Части 1 и 2. / Ю.А. Конаржевский – М.,  1997.
  4. Матрос, Д.Ш. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. Изд. 2, испр. и доп. / Д.Ш. Матрос, Д.М.Полев, Н.Н. Мельникова – М.: Пед. общество России, 2001.
  5. Основина, В.А. Контрольно-диагностическая деятельность руководителя школы в условиях модернизации образования: Учебно-методическое пособие. / В.А. основина – Ульяновск: УИПКПРО, 2007.
  6. Основина, В.А. Проектирование и организация учебного процесса на деятельностной основе. / В.А. Основина – Ульяновск: УИПКПРО, 2008.
  7. Поташник, М.М. Качество образования: Проблемы и технологии управления (В вопросах и ответах). / М.М. Поташник – М.: Пед. общество России, 2002
  8. Регион: управление образованием по результатам. Теория и практика  /Под редакцией П.И.Третьякова.-М.:Новая школа. 2001.
  9. Третьяков, П.И. Оперативное управление качеством образования в школе. / П.И.Третьяков- М.,2004.
  10. Управление качеством образования. Практико-ориентированная монография и методическое пособие. / Под редакцией Поташника М.М. – М.: Педагогическое общество России. – 2000.
  11. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Части 1 и 2. - М., 2004.
  12. Черникова, Т.В. Качество управления образовательным учреждением: Теория. Методика. Технология работы руководителя профильной школы. / Т.В. Черникова - М.:  АПК и ПРО, 2005.
  13. Шамова Т.И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. / Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко - М.: Пед. поиск, 2002.
  14. Шишов С.Е. Школа: мониторинг качества образования. Изд. 3, испр. и доп. / С.Е.Шишов. В.А. Кальней – М.: Пед общество России, 2002.
  15. Школа: Проектирование развития образовательной среды / Под научной ред. Третьякова П.И. – М.: МИОО, 2007.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Новости

[23.12.2016]
С 2 по 21 декабря 2016 г. проходил областной сетевой тренинг «Проектирование педагогом виртуального образовательного путешествия, направленного на формирование УУД: «От удивления до результата»

[15.12.2016]
14 декабря 2016 г. состоялось Всероссийское семинар-совещание «Достижение современного качества образования на основе модернизации технологий и содержания обучения в условиях ФГОС»
Подробнее>>

[05.12.2016]
1 декабря 2016 г. состоялся практико-ориентированный «Дидактические возможности современных УМК по английскому языку для достижения предметных результатов»[09.11.2016]

[30.11.2016]
29 ноября 2016 г.
 состоялась межрегиональная научно-практическая конференция «Информатизация образования в регионе»

[25.11.2016]
23 ноября 2016 г. состоялась XI областная научно-практическая конференция школьников «Путь в науку» 

[09.11.2016]
2 ноября 2016 г. состоялся областной научно-практический семинар «Индивидуализация воспитательно-образовательной работы  с детьми дошкольного возраста в условиях  реализации ФГОС дошкольного образования»
Подробнее>>

[27.09.2016]
21 сентября 2016 г. состоялась межрегиональная научно-практическая конференция «Обеспечение качества начального общего образования средствами системы Л.В. Занкова в условиях реализации ФГОС»

Подробнее>>

Архив новостей...

 

 

Наши друзья и партнеры

Министрерство образования и науки РФФедеральные образовательные стандартыТамбовский институт повышения квалификации работников образования Тамбов ВикиИздательство ПросвящениеВоспитательная и внеучебная деятельность в школе