Консультация для руководителей образовательных учреждений по теме: «Участие органов государственно-общественного управления в реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
1.1. Ключевые слова, отображающие контент (содержание) консультации: федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, общественный договор, органы государственно-общественного управления, механизм согласования, управляющий совет, основная образовательная программа.
1.2. Краткая аннотация контента консультации.
Консультация по вопросу участия органов государственно-общественного управления образованием в реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Права и обязанности членов ГОУ по реализации федерального государственного образовательного стандарта. Механизмы согласования запросов участников образовательного процесса в начальном общем образовании.
1.3. Запрос на консультирование.
Каковы возможные области и механизмы участия органов государственно-общественного управления образованием в реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования?
1.4. Консультативный текст.
В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года сформулировано положение о том, что «активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России, семья и родительская общественность, федеральные и региональные институты государственной власти, органы местного самоуправления, профессиональное, педагогическое сообщество, научные, культурные, коммерческие и общественные институты».
Деятельность всех субъектов в процессе модернизации образования обеспечивают, во-первых, открытость образования как государственно-общественной системы и, во-вторых, переход от патерналистской модели к модели взаимной ответственности в сфере образования, к усилению роли всех субъектов образовательной политики и их взаимодействия.
Развитие этих идей получило дальнейшее продолжение в новых стратегических документах российского образования – президентской инициативе «Наша новая школа», Федеральной целевой программе развития образования РФ на период до 2015 года, федеральных государственных образовательных стандартах, предполагающих формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей.
С принятием Стандарта формируется новый тип взаимоотношений между личностью, семьёй, обществом и государством, который в наиболее полной мере реализует права человека и гражданина.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – это общественный договор, средство обеспечения планируемого уровня качества образования, так как не только государство может требовать от обучающегося соответствующего образовательного результата, но и обучающийся, и его родители вправе требовать от школы и государства выполнения взятых ими на себя обязательств.
Ключевая роль здесь принадлежит школьным управляющим советам, наделенным реальными полномочиями, а также информационной открытости школ потребителям.
Данные полномочия, зафиксированные в Уставе общеобразовательного учреждения, Положении о школьном управляющем совете, касаются возможности согласования:
основной образовательной программы;
- части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательного процесса;
- профилей обучения в старшей школе;
- выбора учебников из числа рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ.
Всё это предполагает наличие в школе работоспособного, компетентного и ответственного общественного совета, наделенного полномочиями участия в совместной с педагогическим коллективом разработке образовательной программы и оценке её социокультурной эффективности.
Таким образом, в общеобразовательном учреждении должны быть созданы условия, обеспечивающие участие в процессе разработки и утверждения основной образовательной программы родительской общественности, педагогов других ступеней школьного образования, администрации общеобразовательного учреждения, исходя из целей и задач общеобразовательного учреждения.
Основные права и обязанности членов ГОУ по реализации федерального государственного образовательного стандарта
Категория участников |
Основные права и обязанности |
Администрация ОУ |
Организует всю процедуру формирования, обсуждения и утверждения образовательной программы; |
Родители |
Формулируют запрос педагогическому коллективу на расширение состава развивающих курсов, образовательных модулей и состава внеурочной образовательной деятельности и их соотношение; |
Обучающиеся |
Формируют индивидуальные образовательные программы (траектории) с правом на перезачёт соответствующих курсов и образовательных модулей, освоенных в других формах образования и других образовательных учреждений, освобождающих обучающегося от необходимости их повторного изучения; |
Управляющий совет ОУ |
Согласовывает основную образовательную программу; |
При реализации основных обязанностей, необходимо учитывать, что часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, необходимо вынести на обсуждение заседания Управляющего совета не позднее 15-20 марта до предварительного комплектования.
Одним из механизмов согласования запросов участников образовательного процесса в начальном общем образовании является договор о предоставлении общего образования муниципальными и государственными общеобразовательными учреждениями . В нём учитываются потребностные запросы всех заинтересованных сторон: школы, муниципального органа управления и родителей (законных представителей). Общественный договор «подписывается» всеми сторонами и не может быть расторгнут по решению одной из них. Но для того, чтобы возможность такого договора возникла, необходима системная разъяснительная работа, в которой основная роль принадлежит органам ГОУ (школьному управляющему совету, Совету школы).
1.5. Рекомендуемая литература.
ФЗ «Об образовании» от 23.12.2003 г. № 186-ФЗ.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Минобрнауки России 06.10.2009 № 373. М.: Просвещение, 2010.
Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: Пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова.М.: Просвещение, 2011.
Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.М.: Просвещение, 2009.
Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / Под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2009.
Мои достижения. Итоговые комплексные работы: 1, 2, 3, 4 классы. / Под редакцией Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2010.
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий: в 3-х частях. / Под редакцией Г.С.Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2009.
Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2010.
Поливанов К.А. Проектная деятельность школьников: Пособие для учителя / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2010.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. Составитель Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2009.
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа: В 2 ч.: Ч. 1-2.М.: Просвещение, 2009.
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образования / Под ред. В.А. Горского, Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2010.
Проектные задачи в начальной школе / Под редакцией А.Б. Воронова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2010.
Фундаментальное ядро содержания общего образования. Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. М.: Просвещение, 2009.
1.6. Интернет-ресурсы.
http://www.gouo.ru/irgou/
http://mon.gov.ru/dok/fgos/
http://standart.edu.ru/
http://fgos.isiorao.ru/fgos/
Нормативное правовое и методическое обеспечение введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: методические рекомендации / Сост.: Г.А. Шешерина, И.В. Клемешова, Т.С. Дюкова, О.С. Воронкова. - Тамбов: ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2011. — 78 с. С. 53 – 59.