Проектирование индивидуальных образовательных траекторий в условиях перехода к новым образовательным стандартам
1.1. Ключевые слова, отображающие контент (содержание) консультации: индивидуализация,индивидуальная образовательная траектория, индивидуальный образовательный маршрут, индивидуальный учебный план, индивидуальная образовательная программа
1.2. Краткая аннотация контента консультации.
Консультация по вопросу проектирования индивидуального образовательного маршрута. Факторы, способствующие проектированию индивидуального образовательного маршрута. Содержательно-организационные этапы процесса проектирования индивидуального образовательного маршрута.
1.3. Запрос на консультирование
Как спроектировать индивидуальный образовательный маршрут?
1.4. Консультативный текст.
Индивидуальная образовательная траектория представляет собой целенаправленную образовательную программу, обеспечивающую ученику позиции субъекта выбора, разработки, реализации образовательного стандарта при осуществлении учителем педагогической поддержки, самоопределения и самореализации.
Другими словами, индивидуальная образовательная траектория – это один из способов осуществления индивидуализации в условиях новой парадигмы, которая относится в первую очередь к деятельности ученика, как субъекта собственного образования, и в этом его значительное отличие и огромный потенциал. В основе этого понятия - собственная роль и ответственность ученика в осуществлении познавательной деятельности, которая выявляет его личностный потенциал.
Под личностным потенциалом ученика здесь понимается совокупность его способностей: познавательных, творческих, коммуникативных. Процесс выявления, реализации и развития данных способностей учащихся происходит в ходе образовательного движения учащихся по индивидуальным траекториям. Любой ученик способен найти, создать или предложить свой вариант решения любой задачи, относящейся к собственному обучению. Ученик сможет продвигаться по индивидуальной траектории в том случае, если ему будут представлены следующие возможности: выбирать оптимальные формы и темпы обучения; применять те способы учения, которые наиболее соответствуют его индивидуальным особенностям; рефлексивно осознавать полученные результаты, осуществлять оценку и корректировку своей деятельности.
Вместе с тем, исходя из анализа литературы, можно выделить схожесть понятий «индивидуальная образовательная траектория» и «индивидуальный образовательный маршрут».
Индивидуальный образовательный маршрут - это замыслы ... школьника относительно его собственного продвижения в образовании, оформленные и упорядоченные им в содействии с педагогами, готовые к реализации в педагогических технологиях и в учебной деятельности ... школьника. Таким образом, индивидуальный образовательный маршрут, с одной стороны, является продуктом совместного творчества педагога и обучающегося, а с другой - средством становления личностных достижений обучающегося.
Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что схожесть понятий «индивидуальная образовательная траектория» и «индивидуальный образовательный маршрут» выражается, прежде всего, в создании условий для проявления позиции субъектности и педагогической поддержке.
Развитие школьника может осуществляться по нескольким образовательным маршрутам, которые реализуются одновременно или последовательно. Отсюда вытекает основная задача педагога - предложить учащемуся спектр возможностей и помочь ему сделать выбор. Выбор того или иного индивидуального образовательного маршрута определяется комплексом факторов:
-
особенностями, интересами и потребностями самого ученика и его родителей в достижении необходимого образовательного результата;
-
профессионализмом педагогического коллектива;
-
возможностями школы удовлетворить образовательные потребности учащихся;
-
возможностями материально-технической базы школы.
Как показывает работа базовых школ, эффективность разработки индивидуального образовательного маршрута определяется рядом условий, а именно:
-
осознание всеми участниками педагогического процесса и, прежде всего, самим обучающимся необходимости и значимости индивидуального образовательного маршрута как одного из способов самоопределения, самореализации и проверки правильности выбора содержания, формы, режима, уровня образования;
-
осуществление целенаправленной деятельности по формированию у обучающихся устойчивого интереса к процессу проектирования собственного образовательного маршрута;
-
осуществление психолого-педагогического сопровождения обучающихся и информационная поддержка процесса разработками индивидуального образовательного маршрута;
-
включение обучающихся в деятельность по созданию индивидуального образовательного маршрута (как субъектов выбора пути получения образования и как заказчиков образования);
-
организация рефлексии как основы коррекции индивидуального образовательного маршрута.
Средствами реализации названных условий могут быть специально организованные занятия или консультации для обучающихся по самопознанию, обучению методам выбора и способам разработки индивидуального образовательного маршрута. В ходе этих занятий (консультаций) необходимо довести до учащихся (их родителей или законных представителей) следующую информацию:
-
предельно допустимые нормы учебной нагрузки;
-
учебный план школы: набор учебных предметов, составляющих инвариантную часть, предметы регионального компонента и предметы компонента образовательного учреждения;
-
особенности изучения тех или иных учебных предметов;
-
варианты расчета учебной нагрузки;
-
возможности и правила внесения изменений в индивидуальный образовательный маршрут;
-
правила оформления индивидуального образовательного маршрута.
Логическая структура проектирования индивидуального образовательного маршрута может быть представлена тремя этапами: самоопределение, построение маршрута и оформление. Конечно, в зависимости от возраста обучающегося будут меняться его активность и содержательно-организационная компонента процесса проектирования индивидуального образовательного маршрута. Рассмотрим содержание деятельности субъектов проектирования индивидуального образовательного маршрута для обучающихся 9-11 классов.
Этап самоопределения включает в себя определение образовательной целей (индивидуальный выбор цели образования), прогнозирование результатов и выбор пути (вариантов) реализации поставленной цели. Одной из задач педагога на данном этапе является включение обучающегося в ситуацию самопознания (выявления своего потенциала), осознания и соотнесения индивидуальных потребностей с внешними требованиями (например, требованиями профильного обучения), определения сферы деятельности, раскрывающей его интерес. Результат данного этапа может характеризоваться самоопределением обучающегося в образовательном процессе (установлен исходный уровень, определены вектор движения и уровень личных достижений, который правильнее было обозначить как притязания).
Этап построения индивидуального образовательного маршрута включает себя следующие шаги: определение содержания образования (в том числе и дополнительного), уровня и режима освоения тех или иных учебных предметов, планирование собственных действий по реализации цели, разработка критериев и средств оценки полученных результатов (собственных достижений). Функция педагога на данном этапе заключается в помощи обучающемуся через конкретизацию целей и задач, предложение средств их реализации. Результатом данного этапа, на уровне обучающегося может быть программа конкретных действий по реализации замысла (индивидуального образовательного маршрута).
Этап оформления индивидуального образовательного маршрута предполагает своего рода фиксацию замыслов в определенном документе. Как показала практика, к числу таких документов могут быть отнесены индивидуальный учебный план, индивидуальная образовательная программа. Важным моментом является нормативное закрепление намерений обучающегося о реализации индивидуального образовательного маршрута через утверждение его директором школы и фиксацию обязательств всех сторон (школы, семьи, обучающегося) в договоре, после чего начинается этап реализации индивидуального образовательного маршрута.
1.5. Литература
- Дюкова, Т.С. Индивидуальная траектория развития. Учебно-методический комплект материалов для подготовки участников регионального комплексного проекта модернизации образования – Тамбов: ТОИПКРО, 2008.
- Индивидуальный образовательный маршрут: методические рекомендации по разработке / сост. Г.В. Куприянова. - Ярославль: ИРО, 2005.
- Куприянова Г.В. Образовательная программа как индивидуальный образовательный маршрут / Куприянова Г.В. // Индивидуализация в современном образовании: теория и практика. - Ярославль: ИРО, 2001.
- Куприянова Г.В. Индивидуальная образовательная программа: методические рекомендации / Куприянова Г.В. - Ярославль: ИРО, 2007.
- Муравьева Г.Е. Проектирование образовательного процесса в школе: автореферат диссертация на соискание ученой степени д-ра пед. наук / Муравьева Г.Е. - Ярославль, 2003.
- Образовательная программа - маршрут ученика / под ред. А.П. Тряпициной. - СПб., 2000.
- Организация обучения старшеклассников сельских школ по индивидуальным учебным планам: методические рекомендации для педагогических работников / под ред. Л.В. Байбородовой, Л.Н. Серебренникова. - Ярославль, 2006.
- Рындак, В.Г. К вопросу о проектировании индивидуального образовательного маршрута как средстве становления личностных достижений старшего школьника / В.Г. Рындак, М.Б. Утепов // Вестник ОГУ. - 2002. - №7.