Итоги областного научно-практического семинара «Инновационная практика: перспективы и точки роста»
7 февраля 2014 года в соответствии с планом работы кафедры общеобразовательных дисциплин ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования» с целью трансляции позитивного опыта в сфере применения информационно-коммуникационных технологий для решения образовательных задач ФГОС состоялся областной научно-практический семинар «Инновационная практика: перспективы и точки роста».
Одна из основных задач семинара – определение путей совершенствования образовательного процесса в условиях современной информационно-образовательной среды.
Семинар прошел на базе МБОУ Сосновская СОШ №2 Сосновского района - областной экспериментальной площадки по апробации комплекта демонстрационных версий обучающих программ согласно приказу управления образования и науки Тамбовской области от 23.10.2013 г. № 3077.
Убедительным подтверждением актуальности и значимости заявленной тематики семинара является количество его участников - 137 педагогических и руководящих работника образовательных организаций области, среди которых заместители руководителей по информационным технологиям и учебно-воспитательной работе, методисты, учителя-предметники и учителя начальных классов из Тамбовского, Первомайского, Сосновского, Староюрьевского районов, г.Тамбова, г.Моршанска.
С приветственным словом к участникам семинара обратилась Мирзаева Татьяна Викторовна, к.ф.н., зав. кафедрой общеобразовательных дисциплин ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования».
В своем выступлении Татьяна Викторовна подчеркнула важность определения каждым педагогическим коллективом эффективных средств, форм и технологий достижения планируемых образовательных результатов. Значительное повышение эффективности образовательного процесса, как показывает практика, наблюдается за счет внедрения процессов информатизации системы образования региона. В образовательных организациях Тамбовской области реализуются проекты, позволяющие увидеть промежуточные результаты от внедрения электронного обучения. Среди пилотных площадок МБОУ Сосновская СОШ №2, представляющая опыт создания информационно-образовательной среды образовательной организации.
На пленарном заседании выступили с докладами:
Платицына Людмила Валерьевна, директор МБОУ Сосновская СОШ №2. «Инновации и их роль в обновлении содержания образования в современных условиях».
Своё выступление Людмила Валерьевна построила на представлении опыта инновационной деятельности МБОУ Сосновская СОШ №2 как одного из основных направлений в развитии базовой школы с сетью филиалов. Она подробно остановилась на созданных в данной общеобразовательной организации условиях для инновационных процессов: оснащение современным оборудованием, создание единого информационного пространства, участие в апробации комплекта демонстрационных версий обучающих программ серии «Наглядная школа» ООО «Экзамен-Медиа», работа в компьютерной среде «Мат-Решка», использование робототехнических конструкторов, беспроводной мультисенсорной лаборатории ЛабДиск ГЛОМИР, модульной системы экспериментов на базе цифровых технологий «Архимед» и др.
В заключение Платицына Л.В. отметила, что инновационная деятельность рождает инициативу, стремление к повышению квалификации, систематическому пополнению знаний, она позволяет провести рефлексию своей деятельности, а главное, помогает создавать ситуацию успеха, которая способствует профессиональному и личностному развитию педагогов.
Щеголихина Наталья Викторовна, заместитель директора по информационным технологиям МБОУ Сосновская СОШ №2. «Единая информационно-образовательная среда школы как фактор повышения качества образовательного процесса».
В основе доклада Натальи Викторовны - анализ всех компонентов информационно-образовательной среды, созданной в Сосновской СОШ №2: управленческого, технико-технологического, информационно-содержательного, кадрового, организационно-коммуникативного. АИАС «Директор», электронные дневники и журналы, сайт образовательной организации, сайты и блоги педагогов, электронные образовательные ресурсы, новые формы взаимодействия всех участников образовательного процесса, развитие кадрового потенциала - все это стало возможным благодаря информационным процессам, проходящим в образовательном учреждении, интеграции информационно-коммуникационных технологий в педагогическую и управленческую деятельность школы.
Долгополова Марина Анатольевна, заместитель директора по УВР МБОУ Сосновская СОШ № 2. «Профессиональная компетентность педагога в условиях введения ФГОС».
Свое выступление Марина Анатольевна начала с новых требований к современному учителю в связи с изменениями, происходящими в системе образования. Она остановилась на «Профессиональном стандарте педагога» и необходимости постоянного повышения уровня профессиональных компетенций учителей: предметной, методической, коммуникативной, информационной, общекультурной, правовой. Далее всем присутствующим был представлен разработанный в данной образовательной организации вариант Портфолио оценки качества труда педагога.
Марина Анатольевна отметила необходимость и целесообразность внедрения портфолио с целью стимулирования роста профессиональной компетентности педагогов, отслеживания и определения квалификационного уровня и качества профессиональной деятельности, фиксации ее характерных особенностей.
Далее всем участникам семинара были предложены три вариативных блока тематических мероприятий, включающие в себя 6 различных практико-ориентированных занятий, способных удовлетворить образовательные потребности современных педагогов: мастер-классы, технологические студии, исследовательские лаборатории, презентационные площадки, творческие мастерские.
Участники семинара посетили презентационные площадки по использованию планшетных компьютеров (рук. Анисимов А.С.), интерактивной среды «Мат-решка» (рук. Шепелева Т.Н.), интерактивной доски (рук. Платицына В.Н.), усовершенствованной системы для голосования «Votum» «E-рейтинг» (рук. Шишкина А.В.).
Интересной формой повышения квалификации стала исследовательская лаборатория, в которую пригласили участников семинара Медведева Е.А. («Лаборатория на ладошке», презентация возможностей использования и ЛабДиска в образовательном процессе) и Шуваева Г.А. («В мире цифровых технологий», проведение лабораторного опыта по биологии с использованием цифровой лаборатории «Архимед»).
Оценить значимость и актуальность использования робототехники участники семинара смогли в ходе посещения технологической студии учителя информатики Анисимова А.С., познакомиться с сервисами Веб 2.0, их возможностями в ходе реализации проектов - на мастер-классах учителя русского языка и литературы Коростелевой Т.А. и учителя математики Старцевой О.С.
Ведущий мастер-класса «Учение с увлечением» Ярцева О.М. продемонстрировала возможности электронных приложений к учебникам по программе «Школа России», а учитель начальных классов Григорьева И.В. пригласила в творческую мастерскую «Волшебное конструирование», где раскрыла методические подходы к использованию ПМК «Фантазеры. Волшебный конструктор».
Ва
жно, что 6 из представленных мастер-классов и презентационных площадок были посвящены демонстрации опыта использования интерактивного учебного пособия «Наглядная школа», что стало возможным благодаря участию педагогов в апробации комплектов демонстрационных версий обучающих программ для ЭВМ «Мультимедийный продукт для интерактивных досок». Увлеченно, ярко, интересно педагоги МБОУ Сосновская СОШ №2 (Шитикова Светлана Евгеньевна, Топоркова Нина Евгеньевна, Скопинцева Нина Николаевна, Старчикова Марина Васильевна, Чанова Фаина Николаевна, Платицына Валентина Николаевна) демонстрировали возможности использования интерактивного пособия на уроках химии, биологии, математики, физики и начальных классов.
Все участники мастер-классов с удовольствием включались в работу с интерактивными тестами, 3-d моделями, выполняли интерактивные задания, рассмотрели возможности организации взаимодействия обучающихся в ходе учебной деятельности и функциональные возможности пособия для поддержки развития творческих способностей школьников. Многие участники после посещенных занятий отметили, что использование интерактивного плаката как мультимедийного образовательного ресурса позволяет, с одной стороны, наглядно демонстрировать обучаемому ключевые понятия как при индивидуальной, так и при фронтальной работе, а с другой стороны, позволяет ему самому активно участвовать в этом процессе.
В работе семинара приняли участие 10 педагогов МАОУ Лицей №28 им. Н.А. Рябова г. Тамбова, являющихся также участниками апробации мультимедийного продукта. Только благодаря совместному обсуждению особенностей апробируемого пособия, промежуточных результатов апробации стало возможным выявление дальнейших перспектив в использовании интерактивного пособия при проектировании эффективного урока (занятия) на базовом и профильном уровнях.
Завершился областной научно-практический семинар работой дискуссионной площадки, в ходе которой участники делились впечатлениями от посещенных занятий, выдвигали свои предложения по использованию оборудования, определяли перспективы развития информационно-образовательной среды образовательной организации.
Итогом семинара стало объявление результатов проведенной среди участников диагностики «Мотивационная готовность педагога к освоению новшеств»
Видеорепортаж "Инновационная площадка для лучшего образования" на телеканале Вести Тамбов http://www.vestitambov.ru/?new_id=31190
Browse All Brands