Итоги семинара «Формирование коммуникативной компетенции в системе коммуникативно-ориентированного образования в условиях реализации ФГОС основного общего образования»
10 февраля 2015 г. на базе МБОУ «Гимназия» г. Моршанска стартовал марафон творческих лабораторий «ФГОС: практика инноваций», который был инициирован кафедрой общеобразовательных дисциплин с целью трансляции опыта региональных инновационных площадок на реализации ФГОС основного общего образования.
Как отметила Мирзаева Татьяна Викторовна, зав.кафедрой общеобразовательных дисциплин, апробация ФГОС основного общего образования осуществляется с 2012 г. на базе 9 общеобразовательных организаций (в числе которых 6 городских и 3 сельских школы). В настоящее время в рамках апробации обучаются по новому стандарту 16% пятиклассников, 10% шестиклассников и 8% семиклассников области. В 2014-2015 учебном году апробация распространилась на 7-й класс, а число пятиклассников, обучающихся по ФГОС, дополнительно возросло за счет образовательных учреждений, являвшихся ранее площадками по апробации стандарта начальной школы.
Татьяна Викторовна подчеркнула необходимость обмена опытом работы всех 13 инновационных площадок и отметила актуальность тематики первого семинара в рамках марафона – «Формирование коммуникативной компетенции в системе коммуникативно-ориентированного образования в условиях реализации ФГОС основного общего образования».
В работе семинара приняли участие руководители, заместители руководителей, учителя-предметники общеобразовательных организаций, являющиеся инновационными площадками по апробации ФГОС ООО (всего 85 человек).
С приветственным словом к участникам семинара обратились директор МБОУ «Гимназия» г. Моршанска Озерова Ирина Михайловна, которая отметила практико-ориентированный подход к организации и проведению семинара.
На планерном заседании с докладом по теме «Модель формирования коммуникативной компетенции обучающихся в МБОУ «Гимназия»» выступила Зубрилина Ольга Васильевна, заместитель директора по УВР МЮОУ «Гимназия» г. Моршанска. В своем выступлении Ольга Васильевна представила систему работы педагогического коллектива с целью формирования коммуникативной компетенции обучающихся в Гимназии через урочную и внеурочную деятельность.
Моклакова Наталия Александровна, заместитель директора по УВР МБОУ «Гимназия» г. Моршанска, провела мастер-класс с участниками семинара на тему «Педагогические приемы организации общения и развития коммуникативных навыков обучающихся». Ролик об исследованиях ученых уровня креативности детей разного возраста, который падает с каждым годом, послужил началом обсуждения и позволил участникам мастер-класса сформулировать проблемный вопрос, решая который участники осуществляли поиск эффективных приемов, способствующих формированию коммуникативной компетенции. Участники конференции были объединены в группы, каждая из которых должна была по очереди назвать по одну виду коммуникативных УУД и написать письмо-пожелание другой группе. Все участники семинара активно, с интересом выполняли задания и высказывали свое мнение. В заключение мастер-класса психолог гимназии провела тест, который помог участникам семинара узнать сформированность коммуникативных УУД.
Работу секции русского языка и литературы открыл мастер-класс «Музей одного слова» Урбан Светланы Петровны. Учителям было предложено поработать в группах и, почувствовав себя учениками, поучаствовать в мастер-классе по подготовке проекта-презентации конкретного слова, определяя его значение и употребление в современной речи. Продолжилась секция уроком литературы Швырковой Ларисы Евгеньевны «Хочу, чтоб каждый из людей был человеком» в форме конференции. Урок был посвящен защите проектов. «Исследователи» трудились над вопросом «Легко ли быть нравственным человеком?» Группа «Словесников» подготовила исследование на тему «Взаимоотношение лошади и человека».
В ходе урока ярко просматривались такие коммуникативные учебные действия, как работа в группах, умение вести диалог, способность к самооценке и оценке работы товарищей. В конце урока учащиеся проанализировали и оценили представленные проекты по специально разработанным критериям, мотивируя выставленные баллы и тем самым отмечая сильные и слабые стороны проделанной работы.
Фрагмент урока развития речи «Сколько прелести есть в человеческих лицах», который провела Елена Григорьевна Поздникина, также был ориентирован на тему семинара «Формирование коммуникативной компетенции в системе коммуникативно-ориентированного образования в условиях реализации ФГОС основного общего образования.
Все педагоги, принявшие участие в работе секции русского языка и литературы, отметили высокий профессионализм учителей, ведущих уроки и мастер-класс, а также их методическую ориентацию в условиях реализации ФГОС.
Секция иностранного языка открылась мастер-классом Платицыной Валентины Владимировны «Фантазия на тему», на котором участникам было предложено работать в группах. Мастер-класс был посвящен стихотворениям лимериков, работа с которыми способствует развитию у обучающихся иноязычной коммуникативной компетенции. Валентина Владимировна представила весь алгоритм работы со стихотворениями с методическими указаниями и тренировочными упражнениями. В результате методическая копилка участников мастер-класса пополнилась новыми идеями и полезными материалами.
После мастер-класса участники семинара присутствовали на уроках немецкого и английского языка в 7 классе. Урок немецкого языка (как второй иностранный) на тему «Пятое время года в Германии» проводила Каверина Зинаида Николаевна. Зинаида Николаевна использовала современные педагогические технологии и приемы, в том числе игровой метод, который способствовал формированию у детей таких умений как умением вести диалог, умение слушать партнера, умение высказывать свое мнение. Тему, цели и задачи урока учащиеся формулировали сами. Начался урок повторения изученного материала с психологического настроя учеников и мозгового штурма, в ходе которого ученикам было предложено составить ассоциограмму к слову «карнавал». Учащиеся на уроке выполняли как индивидуальные, парные так и групповые задания. В качестве рефлексии учащиеся сочиняли синквейн по теме урока на немецком языке. Урок сопровождался презентацией и видеороликом.
В доброжелательной и рабочей атмосфере прошел урок Нагорновой Инны Игоревны «Наслаждаемся чтением». Урок был организован таким образом, что учащиеся сами определяли цели и задачи урока. Самооценивание учащимися происходило как в середине, так и в конце урока. Для формирования коммуникативной компетенции удачно использовался прием «драматизация».
В ходе работы секции общественных дисциплин участники семинара побывали на мастер-классе и уроке. Мастер-класс «Этажи заботы…» проводила учитель искусства МБОУ «Гимназия» г. Моршанска Татьяна Леонидовна Кайдаш. Умело сочетая теоретический и наглядный материал, используя современные ИКТ-технологии, она рассказала о культуре мордвы-мокши, об истории костюма и украшений, мордовской мифологии. В мастер-класс был органично вплетен сюжет, связанный с известным моршанским археологом Петром Петровичем Ивановым. Практическая часть занятия была организована в виде мастерской, где слушатели получили возможность сделать бусы в соответствии с народными мордовскими традициями.
Учитель истории и обществознания МБОУ «Гимназия» г. Моршанска Евгений Александрович Арчаков представил фрагмент урока «Политические дебаты», в рамках которого учащиеся 7 класса показали кампанию по выборам главы городской администрации. Сначала выступили доверенные лица кандидатов, кратко представившие их. Затем сами кандидаты презентовали свои предвыборные программы и ответили на вопросы присутствующих. При этом Евгений Александрович, непосредственно не вмешиваясь в ход дебатов, успешно направлял и при необходимости корректировал ход работы, проявив недюжинное педагогическое мастерство.
Итогом семинара стала педагогическая мастерская, в рамках которой было предложено поучаствовать в игре «Что? Где? Когда?». Игра объединила всех участников интеллектуальным и коммуникативным взаимодействием. Замятина Наталья Валентиновна, учитель истории и обществознания, продемонстрировала опыт внеурочной работы гимназии, способствующий развитию коммуникативной компетенции обучающихся.
Niño/a