logo1

Много Joomla шаблонов на www.templete.ru

Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи в условиях реализации проекта «Успех каждого ребенка»

Областная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы психолого-педагогического сопровождения реализации ФГОС»

 << назад к выбору направлений

Доклады для обсуждения 

Организация работы психологов системы дополнительного образования в рамках регионального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» / Автор: Василенко Елена Серафимовна 

Региональный проект «Успех каждого ребенка», целью которого является воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности вносит свои коррективы в деятельность психологов организаций дополнительного образования
Читать далее >>

Выявление и развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста / Автор: Хорохорина Ю.Н., Солопова А.И.

Результаты научных исследований подтверждают, что неспособных к музыкальным занятиям детей не существует. Таким образом, музыкальное воспитание должно быть достоянием всех.
Читать далее >>

 

 

 

Комментарии

Елена Анатольевна Прокопович
# Елена Анатольевна Прокопович 23.06.2021 10:38
Василенко Е.С. в своей статье пишет, что в раннем возрасте одаренность у 30-35% дети остается незамеченной.
Я хочу предложить по выявлению одаренных детей в начальной школе использовать методику «Карта одаренности» Хаана и Каффа (6-11 лет). Она создана на основе методики Хаана и Каффа (несколько упрощена). Методика адресована родителям и также может применяться педагогами. С помощью данной методики можно количественно оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности и определить, какой вид у него преобладает в настоящее время. Сопоставление всех полученных оценок позволит увидеть индивидуальный, свойственный конкретному ребенку «портрет» развития его дарований.
Кроме того, психологу важно обратить внимание на социальный статус ребенка в классе. Часто одаренные дети в начальной школе являются и лидерами, что может вызвать неприязнь других детей. Поэтому педагогу-психол огу целесообразно при проведении групповых занятий в классе, формированию коммуникативных навыков планировать разноуровневые занятия одаренных детей с другими учащимися, формировать социальные контакты, содействовать формированию адекватной самооценки, стараться избегать крайностей в признании и оценке успехов учащегося.
Царёва Е.В., педагог-психолог ЦО №13
# Царёва Е.В., педагог-психолог ЦО №13 23.06.2021 11:20
Абсолютно согласна, что организация работы психологов в рамках реализации проекта « Успех каждого ребенка» не должна ограничиваться лишь развитием когнитивных способностей. Эмоциональная сторона обучения неотделима от когнитивной. Вполне справедливым будет утверждение, что эти два вида познания одинаково важны и взаимодействие между ними способствует полноценному раскрытию личности. В эмоционально-во левую сферу входят Я-концепция, навыки общения и межличностного взаимодействия, целеустремленно сть и способность идти на риск.
Развитие позитивной Я-концепции является важнейшим условием полной реализации потенциальных возможностей одаренного ребенка. Известно, что одаренные дети, имеющие низкую самооценку, часто не могут реализовать своих способностей и даже становятся неуспевающими учениками. Задача педагогов – помочь в развитии позитивного представления о себе путем внимательного и доброжелательно го отношения к высказываниям с их стороны и поощрения их деятельности. Можно использовать ролевые игры.
Для того чтобы одаренный ребенок мог успешно действовать как член группы, он должен обладать соответствующим и навыками общения и сотрудничества. Важно выработать в ребенке способность взаимодействова ть с окружением в соответствии с социально принятыми нормами, развивать понимание чувств и потребностей других людей. Навыки межличностного общения могут прививаться самыми разнообразными путями. Педагог может содействовать созданию условий для внеклассных занятий, которые интересны для всего класса; помочь разрешить спор; организовать разнообразные мероприятия, игры, упражнения.
Упорство, то есть способность работать над решением задачи в течение достаточно длительного периода времени, является важным фактором успешности обучения. Воспитание целеустремленно сти и настойчивости в одаренных детях имеет огромное значение. Стремление доводить дело до конца можно воспитать в детях при помощи соответствующег о мотивирования и подкрепления. Учителя и родители не должны скупиться на устную похвалу в адрес детей, проявляющих упорство и целеустремленно сть. Привитое ребенку стремление доводить дело до конца впоследствии может стать его внутренней потребностью.
Способность идти на риск является необходимым элементом в развитии творческих способностей. Эти способности можно стимулировать при помощи создания доброжелательно й и раскованной атмосферы, поощрения детей независимо от конечных результатов их деятельности. Необходимо побуждать к независимости суждений, высказыванию самых смелых идей и гипотез, воспитывать умение отстаивать свои позиции. Согласно наблюдениям специалистов, дети охотнее идут на рискованные решения в тех областях, в которых они чувствуют себя уверенно, во всех же остальных это качество следует стимулировать.
Таким образом, проработка данных сфер - необходимое и важнейшее условие достижения наилучших результатов.
Петрова Светлана Николаевна
# Петрова Светлана Николаевна 24.06.2021 15:00
Я полностью согласна с авторами статьи. Музыкальные способности у детей имеются изначально. Просто у некоторых они проявляются более ярко. Чем раньше ребенок начинает познавать мир музыки, тем легче будет развивать свои музыкальные таланты в будущем. Педагоги должны грамотно развивать музыкальные способности ребенка, учитывая его индивидуальное развитие и индивидуальные возможности. Таким образом, основная цель развития музыкальных способностей дошкольников — формирование целостной гармоничной личности с развитым чувством вкуса, пониманием прекрасного и умением слушать, анализировать, эмоционально реагировать.
В нашем дошкольном учреждении также ведется работа по выявлению и развитию способностей у детей. У нас проводится конкурс детского творчества "Маленькие звездочки" в номинациях: "Хореография", "Изобразительно е творчество", "Вокал", "Театр одного актера". Это проходит в игровой развлекательной форме. Дети выполняют задания, жюри определяют победителей в каждой номинации.
В образовательном учреждении создаются условия, позволяющие каждому ребенку максимально самопроявиться, раскрыться, а значит, развиться.
Милованова Светлана Владимировна
# Милованова Светлана Владимировна 24.06.2021 21:57
В своей статье Е.С.Василенко отметила, что достижения и победы одаренных детей в различных конкурсных мероприятиях – главный критерий определения одаренных детей. Согласна с мыслью автора, что это только один из множества показателей одаренности. Одаренность у некоторых детей, особенно в дошкольном возрасте, не всегда ярко проявляется в какой-либо деятельности, а есть только предпосылки.
Сенситивным периодом для развития проявлений одаренности является раннее детство и дошкольный возраст. Доказано, что каждый ребёнок от рождения наделен большим потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность каждому ребенку достигать больших высот в своем развитии. Для всех детей главнейшей целью обучения и воспитания является обеспечение условий для раскрытия и развития всех способностей и дарований с целью их последующей реализации в профессионально й деятельности. Поддержать и развить индивидуальност ь ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей – это особо важная задача воспитания и обучения одаренных детей в детском саду.
Занимаясь диагностировани ем детей в МБДОУ "Детский сад "Медвежонок" г.Тамбова, мы обнаружили следующее: результаты диагностики выявили достаточно большое количество детей с высоким и выше среднего уровнем интеллекта и креативности. Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительнос ть, потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и легкость манипулирования ими. Важными чертами дошкольного возраста является фантазия, творческое воображение, нестандартность мышления, кроме этого, проявляется особая чувствительност ь, отзывчивость на окружающее. Исходя из этого, для развития интеллектуальны х способностей в нашем образовательном учреждении проводим работу по выявлению детей с предпосылками одаренности, проводим специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия педагога-психол ога, воспитателей, узких специалистов, родителей. Одним из приоритетных направлений работы дошкольного учреждения, является работа с детьми, имеющими интеллектуальны е способности.
Поленкова Галина Викторовна
# Поленкова Галина Викторовна 25.06.2021 17:03
Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей у детей – актуальное направление психолого-педаг огического сопровождения.
Мотивация ребенка к освоению значимых видов деятельности и проживание успеха/неуспеха в ходе их выполнения - не только условие социализации, но и показатель успешности и индивидуализаци и детей в образовательных учреждениях. Именно в процессе личностно ориентированног о образования складываются условия для формирования базисных характеристик личности, в том числе коммуникативных способностей. При этом слово «занятие» несет в себе значение «заниматься с детьми чем-то интересным и полезным для их развития». Вместе с тем нам, педагогам, важно помнить о индивидуальной траектории развития ребенка. «Чего не торопятся добиться, того добиваются обыкновенно наверняка и очень быстро» ((Ж.-Ж.Руссо). Если детям интересно с нами, а мы проявим терпение и любовь, умеем поддерживать у детей ощущение успешности, результаты обязательно появятся.
Юлия Николаевна Хорохорина
# Юлия Николаевна Хорохорина 25.06.2021 19:04
Уважаемые коллеги! Проблема раннего выявления и развития детей с «признаками одарённости» очень актуальна. Вместе с тем, следует говорить о системе работы, а не о разовых мероприятиях. Более 20 лет занимаюсь данной проблемой и могу с уверенностью сказать, что система работы имеется не в каждом образовательном учреждении, её нет даже на уровне муниципальных образовательных пространств. В связи с этим предлагаю познакомиться с содержанием комплексной программы психолого-педаг огического сопровождения участников образовательных отношений «Маленькие звёздочки», которая адресована широкому кругу специалистов образовательных учреждений, Содержание программы легко адаптируется к условиям любого образовательног о учреждения и позволит смоделировать систему поиска, выявления и сопровождения детей, имеющих «признаки одарённости». В программе даётся комплекс форм организации, методы и средства психолого-педаг огической работы по обеспечению благоприятных условий для личностного и профессионально го роста участников образовательног о процесса. Отличительной особенностью программы «Маленькие звёздочки» является то, что в её основе лежит блочно-модульны й принцип организации работы, а программно-мето дической базой реализации программных мероприятий являются авторские материалы.
Юлия Николаевна Хорохорина
# Юлия Николаевна Хорохорина 25.06.2021 19:24
Соглашусь с доводами Василенко Е.С. и добавлю следующую информацию. Доктор психологических наук В.И. Панова приводит данные исследований последнего десятилетия, которые свидетельствуют , что в ярко выраженной форме и, в приходящей форме «возрастная одарённость», наблюдается только у 1-3% детей, а в скрытой, не проявленной форме у 20-25%.
Следовательно, основным принципом психолого-педаг огического сопровождения должно быть, на мой взгляд, изучение способностей всех детей. В практической деятельности, чтобы не проглядеть «особенных», педагоги должны проявлять внимание ко всем детям.

Обсуждение данной статьи закрыто

Наши друзья и партнеры

Министрерство образования и науки РФФедеральные образовательные стандартыТамбовский институт повышения квалификации работников образования Тамбов ВикиИздательство ПросвящениеВоспитательная и внеучебная деятельность в школе