logo1

Много Joomla шаблонов на www.templete.ru

Инклюзивное образование детей с ОВЗ в условиях реализации стандартов

Областная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы психолого-педагогического сопровождения реализации ФГОС»

 << назад к выбору направлений

Доклады для обсуждения 

Проблема развития эмоциональной сферы у дошкольников с ОВЗ / М.А. Гуськова 

Дошкольный возраст является периодом активного усвоения социальных норм. Высокий темп психического и личностного развития ребёнка-дошкольника, его открытость миру и новому опыту создают благоприятную почву для вступления в общественную жизнь.
Читать далее >>
 

Особенности работы по формированию пространственных представлений у дошкольников с ДЦП / Автор: Кедрова Елена Валентиновна, Ворона Виктория Владимировна 

В наше образовательное учреждение поступил ребенок с нарушением опорно-двигательного аппарата (ДЦП). Мы знаем, что у детей с ДЦП отмечаются нарушения в двигательном, зрительном, тактильно- кинестетическом анализаторах.
Читать далее >>

 

  

Комментарии

Марина Викторовна Туголукова
# Марина Викторовна Туголукова 21.06.2021 18:58
Спасибо за интересный материал. В своей работе ориентируюсь на основные принципы инклюзивного образования: ценность человека не зависит от его способностей и достижений; каждый человек способен чувствовать и думать; каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным; все люди нуждаются друг в друге; все люди нуждаются в поддержке и дружбе сверстников; разнообразие усиливает все стороны жизни.
Малахова Надежда Викторовна
# Малахова Надежда Викторовна 21.06.2021 22:04
В настоящее время в системе дошкольного образования интенсивно развивается вариативность образовательных программ и учебно-методиче ских комплектов, позволяющих педагогам обеспечить успешное внедрение Федерального государственног о образовательног о стандарта (ФГОС). Одной из важнейших компетенций педагога по ФГОС является обеспечение эмоционального благополучия детей, включая детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Для достижений целей работы с детьми с ОВЗ первостепенное значение имеют забота о здоровье и эмоциональном благополучии. Работая с дошкольниками старшего возраста и наблюдая за детьми и их родителями, была выявлена несформированно сть коммуникативных навыков, незрелость эмоциональной сферы. Кроме того, был выявлен низкий уровень компетентности родителей в вопросах развития и воспитания детей.
Большое значение в профилактике эмоционального неблагополучия у детей младшего возраста с ОВЗ имеет работа с семьей. Для оказания психологической помощи необходимо не только устранить выявленные эмоционально-ли чностные проблемы детей, но и работать с родителями, гармонизировать детско-родитель ские отношения. Внутрисемейная атмосфера рассматривается как коррекционная, которая своим гармоничным воздействием развивает особого ребенка, формирует в нем положительное отношение к себе и к миру.
В группе работа с родителями проводилась с использованием различных форм: информационно-а налитические, познавательные, досуговые, наглядно-информ ационные . Родители детей с ОВЗ зачастую очень тревожны, и некоторые виды взаимодействия воспринимают как вмешательство в их внутренний мир. Интерес родителей формировался постепенно, очень медленно и тактично.
Карпова  Ольга Николаевна
# Карпова Ольга Николаевна 22.06.2021 14:17
Разделяю и поддерживаю идею статьи М.А.Гуськовой. Тоже достаточно долго работаю с дошкольниками по этому направлению, считаю его очень нужным, поскольку только педагог-психоло г в ДОУ имеет возможность преподнести эту важную информацию для ребёнка правильно. Так же использую в работе пособие автора С.В. Крюковой, в дополнение к нему использую программу Н.Ю. Куражевой "Цветик-семицве тик" для детей 5-6 лет программа интересная с разнообразными заданиями, есть результативност ь особенно для детей с ОВЗ.
Редина Ольга
# Редина Ольга 23.06.2021 10:27
Спасибо, статья интересная! Имею не большой опыт работы с детьми с ОВЗ, но на протяжении прошедшего учебного года пришлось столкнуться с определёнными трудностями в социализации ребёнка с РАС, но мы совместно с воспитателями и родителями выстроили ИОМ, и потихоньку маленькими шагами идём к нашей цели! Для нас показалось самым сложным работать с родителями, высокая тревожность, отрицание и не принятие проблемы до конца, вот это в первую очередь сбивали нас, пришлось потратить не мало сил на то чтобы родители ребёнка с РАС приняли его таким какой есть и начали следовать определенным правилам, которые не обходимы для его адаптации.
Ранчина А.В., учитель начальных классов, ЦО №13
# Ранчина А.В., учитель начальных классов, ЦО №13 23.06.2021 11:42
Хотелось бы добавить о начальных классах. Дети с ОВЗ все чаще приходят обучаться инклюзивно в наше учебное заведение.
Нужно помнить, что специфика школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. В нее входят дети с разными нарушениями развития: слуха, зрения, речи, опорно-двигател ьного аппарата, задержкой психического развития, умственной отсталостью, выраженными расстройствами эмоционально-во левой сферы, включая нарушение аутистического спектра (РДА), множественными нарушениями развития
Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно велик: от практически нормально развивающихся, но испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности до детей с тяжелым поражением центральной нервной системы, умственной отсталостью и множественными нарушениями развития. Данные дети способны при специальной поддержке на равных обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками, они нуждаются в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе обучения или специальной индивидуальной программе развития.
Смысл разработки ФГОС НОО для детей с ОВЗ - гарантировать каждому ребенку с ОВЗ реализацию права на образование, соответствующег о его потребностям и возможностям, вне зависимости от: степени тяжести нарушения психического развития, способности к освоению цензового уровня образования, вида учебного заведения, региона проживания.
Из-за неоднородности состава учащихся требуется дифференцирован ный стандарт для каждой категории детей с ОВЗ - разработка вариантов, на практике обеспечивающих охват всех детей образованием и обучением, соответствующим их возможностям и потребностям
Функции ФГОС НОО для детей с ОВЗ - максимально расширить охват детей с ОВЗ образованием, отвечающим их возможностям и потребностям; дать ребенку возможность реализовать на практике Конституционное право на школьное образование, вне зависимости от тяжести нарушения развития, возможностей освоения цензового уровня, типа учреждения, где он получает образование; гарантировать ребенку удовлетворение общих с обычными детьми и особых образовательных потребностей, создать оптимальные условия реализации его реабилитационно го потенциала; обеспечить на практике возможность выбора стандарта образования, адекватного возможностям ребенка, отвечающего желанию семьи и рекомендациям специалистов, сделать ясным диапазон возможных достижений ребенка при выборе того или иного варианта стандарта
Во-первых, необходимо практико-ориент ированные ситуативные задачи на каждом уроке, на каждом занятии (это академический компонент): 1. Язык – речевая практика 2. Математика – практика применения математических знаний 3. Естествознание – практика взаимодействия с окружающим миром 4. Знания о человеке – практика личного взаимодействия с людьми 5. Обществознание – практика жизни в социуме 6. Знание об искусствах – практика творчества
Во-вторых, компонент «жизненной компетенции» рассматривается в структуре каждой образовательной области как овладение знаниями, умениями и навыками, уже сейчас необходимыми ребенку с ограниченными возможностями здоровья в обыденной жизни.

1. Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечени и, способности вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения 2. Овладение социально-бытов ыми умениями, используемыми в повседневной жизни 3. Овладение навыками коммуникации 4. Дифференциация и осмысление картины мира, ее временно- пространственно й организации 5. Осмысление своего социального окружения и освоению соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей
Нельзя забывать и о специфичности стандартизации : требования к итоговым достижениям обучающихся к моменту завершения школьного образования требования к структуре адаптированной образовательной программы структуре специальной программы развития требования к условиям получения образования
Ранчина А.В., учитель начальных классов, ЦО №13
# Ранчина А.В., учитель начальных классов, ЦО №13 23.06.2021 11:43
Хотелось бы добавить и о начальных классах. Дети с ОВЗ все чаще приходят обучаться инклюзивно в наше учебное заведение.
Нужно помнить, что специфика школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. В нее входят дети с разными нарушениями развития: слуха, зрения, речи, опорно-двигател ьного аппарата, задержкой психического развития, умственной отсталостью, выраженными расстройствами эмоционально-во левой сферы, включая нарушение аутистического спектра (РДА), множественными нарушениями развития
Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно велик: от практически нормально развивающихся, но испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности до детей с тяжелым поражением центральной нервной системы, умственной отсталостью и множественными нарушениями развития. Данные дети способны при специальной поддержке на равных обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками, они нуждаются в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе обучения или специальной индивидуальной программе развития.
Смысл разработки ФГОС НОО для детей с ОВЗ - гарантировать каждому ребенку с ОВЗ реализацию права на образование, соответствующег о его потребностям и возможностям, вне зависимости от: степени тяжести нарушения психического развития, способности к освоению цензового уровня образования, вида учебного заведения, региона проживания.
Из-за неоднородности состава учащихся требуется дифференцирован ный стандарт для каждой категории детей с ОВЗ - разработка вариантов, на практике обеспечивающих охват всех детей образованием и обучением, соответствующим их возможностям и потребностям
Функции ФГОС НОО для детей с ОВЗ - максимально расширить охват детей с ОВЗ образованием, отвечающим их возможностям и потребностям; дать ребенку возможность реализовать на практике Конституционное право на школьное образование, вне зависимости от тяжести нарушения развития, возможностей освоения цензового уровня, типа учреждения, где он получает образование; гарантировать ребенку удовлетворение общих с обычными детьми и особых образовательных потребностей, создать оптимальные условия реализации его реабилитационно го потенциала; обеспечить на практике возможность выбора стандарта образования, адекватного возможностям ребенка, отвечающего желанию семьи и рекомендациям специалистов, сделать ясным диапазон возможных достижений ребенка при выборе того или иного варианта стандарта
Во-первых, необходимо практико-ориент ированные ситуативные задачи на каждом уроке, на каждом занятии (это академический компонент): 1. Язык – речевая практика 2. Математика – практика применения математических знаний 3. Естествознание – практика взаимодействия с окружающим миром 4. Знания о человеке – практика личного взаимодействия с людьми 5. Обществознание – практика жизни в социуме 6. Знание об искусствах – практика творчества
Во-вторых, компонент «жизненной компетенции» рассматривается в структуре каждой образовательной области как овладение знаниями, умениями и навыками, уже сейчас необходимыми ребенку с ограниченными возможностями здоровья в обыденной жизни.

1. Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечени и, способности вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения 2. Овладение социально-бытов ыми умениями, используемыми в повседневной жизни 3. Овладение навыками коммуникации 4. Дифференциация и осмысление картины мира, ее временно- пространственно й организации 5. Осмысление своего социального окружения и освоению соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей
Нельзя забывать и о специфичности стандартизации : требования к итоговым достижениям обучающихся к моменту завершения школьного образования требования к структуре адаптированной образовательной программы структуре специальной программы развития требования к условиям получения образования
Арзанцева Яна Александровна
# Арзанцева Яна Александровна 24.06.2021 20:03
Ребенок с ограниченными возможностями здоровья – это кроха, имеющий психические или физические нарушения, либо оба вида патологий
вместе. Эти нарушения препятствуют нормальному усвоению знаний без создания специальных условий обучения. Детский сад для детей с ОВЗ становится практически единственным местом, где созданы оптимальные условия для его полноценного развития и воспитания.
Перевертова Ирина Александровна
# Перевертова Ирина Александровна 24.06.2021 21:51
Спасибо за познавателые статьи! Заинтересовал материал М. А. Гуськовой.
Эмоциональная сфера ребенка — одна из базовых предпосылок
общего психического развития, ядро становления личности ребенка один
из фундаментальных внутренних факторов, определяющих психическое
здоровье ребенка и становление его исходно благополучной психики
Кардинальные экономические, политические, социальные
преобразования и процесс глобализации оказывают на современного
дошкольника большое влияние и подвергают серьёзным эмоциональным
испытаниям, что или тормозит развитие эмоционального мира дошкольника,
или искажает этот процесс.
Наблюдения за дошкольниками в игре и повседневной деятельности
показывают, что дети часто неадекватно выражают свои эмоции (злость,
страх, удивление, стыд, радость, грусть), не умеют правильно оценивать
эмоции других детей, что является существенным барьером в установлении
доброжелательны х взаимоотношений и умении конструктивно общаться .
Мацнева Татьяна Валерьева педагог-психолог
# Мацнева Татьяна Валерьева педагог-психолог 25.06.2021 11:33
Статистика показывает, что детей с ограниченными возможностями здоровья становится с каждым годом больше. Дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного процесса воспитания и обучения. Именно поэтому таким детям должен предлагаться индивидуальный образовательный маршрут, предполагающий их постепенное включение в коллектив сверстников с помощью взрослого.
Характерными особенностями таких детей являются:
• слабость волевых процессов, эмоциональная неустойчивость, импульсивность либо вялость и апатичность;
• неготовность развернуть совместную игру в соответствии с замыслом без помощи взрослого;
• гиперактивность, импульсивность, а также повышение уровня тревоги и агрессии.
Мной была проведена диагностика социально-комму никативного развития, результаты которой показали, что у детей с ОВЗ на низком уровне были следующие показатели:
1. Социализация, развитие общения, нравственное воспитание;
2. Самообслуживани е, самостоятельнос ть, трудовое воспитание;
3. Формирование основ безопасности.

Полученные результаты позволили отобрать следующие направления в работе по социально-комму никативному развитию детей в ОВЗ:
1. Игра. Для социализации любого дошкольника, а тем более детей с ОВЗ, огромное значение имеет игра. Благодаря играм ребёнок входит в мир взрослых, присваивает духовные ценности, а также предшествующий социальный опыт. Большое значение имеют дидактические игры, в процессе которых дети получают первые уроки коллективного мышления, имеют наибольшую возможность быть самостоятельным и, общаться со сверстниками. Особое место в социально-комму никативном развитии детей с ОВЗ занимает дидактическая игра, позволяющая им более полно реализовать себя, помогающая достичь состояния эмоционального комфорта. К тому же дети с ОВЗ значительно лучше запоминают наглядный материал, чем вербальный. Дидактическая игра позволяет преодолеть и эту проблему, так как определённые представления ребёнок получает и закрепляет с помощью наглядного материала - картинок, игрушек и др.
2. Безопасное поведение в быту, социуме, природе. Воспитание навыков безопасного поведения осуществляется на основе желания ребенка познавать окружающий мир, используя его любознательност ь, наглядно-образн ое мышление и непосредственно сть восприятия. Приоритетными являются индивидуальные и подгрупповые формы работы с детьми. Данная работа проводится через: организованную деятельность детей – НОД, совместную деятельность взрослых и детей – драматизация сказок, беседы воспитателя и ребенка, наблюдения, труд, чтение художественной литературы; дидактические игры, сюжетно – ролевые игры, свободную самостоятельнос ть детей.
3. Трудовое воспитание. Социально-бытов ая ориентировка детей с ОВЗ существенно затруднена в силу неполноценности их познавательной деятельности, обусловленной тотальным психическим недоразвитием. Формирование личности ребенка с ОВЗ возможно лишь при условии целенаправленно го обучения и воспитания, обеспечивающих их подготовку к самостоятельной жизни. При кажущейся простоте и элементарности процесс освоения ребенком с ОВЗ последовательно сти при выполнении навыков самообслуживани я далеко не прост. Требуются многократные повторения, упражнения, чтобы ребенок усвоил элементарные трудовые действия по самообслуживани ю (в каком порядке нужно одеваться и раздеваться, как застегивать и расстегивать пуговицы, а также зашнуровывать ботинки и т. п.). Ознакомление с трудом взрослых происходит как в процессе совместного труда, так и в ходе специально организованных наблюдений.
Направленное трудовое развитие и развитие социально-бытов ой компетентности детей в условиях детского сада осуществляем в игровой деятельности, в процессе выполнения элементарных трудовых действий в образовательной деятельности, в режимных моментах, в ходе ознакомления с окружающим миром.
Осуществляя работу по данным направлениям, использовались такие методы работы как: беседы, игры, создание воспитывающих ситуаций (проблемных, ситуаций-иллюст раций, обращенных к личному опыту ребенка, сочинение сказки, а также организационные формы: викторины, веселые зарядки).
Результаты, полученные за год работы, показали положительную динамику в социально-комму никативном развитии детей с ОВЗ.
Полученные результаты были подтверждены в беседах с родителями, которые заметили, что их дети изменились: стали более открытыми, активными, легко вступают в контакт со взрослыми и детьми, с желанием участвуют в образовательной деятельности, играют дома в те игры, которые им показали в детском саду.
Анализ проведённой работы показал, что целенаправленно е, систематическое и планомерное проведение коррекционно–ра звивающей работы способствует подготовке воспитанников с ОВЗ к адекватной ориентировке в окружающей среде, способствуя при этом становлению навыков социально приемлемого поведения в различных жизненных ситуациях для более успешной адаптации и интеграции ребенка в социуме.
Поленкова Галина Викторовна
# Поленкова Галина Викторовна 25.06.2021 16:13
Уважаемые коллеги, эффективность внедрения инновационных образовательных технологий во многом зависит от профессиональны х и личностных ресурсов педагогов. В педагогической деятельности важен такой показатель как установка педагога на самообразование и саморазвитие в профессионально м, личностном плане.
Одной из проблем инклюзивного образования является недостаточная готовность педагогов к взаимодействию с детьми с ограниченными возможностями здоровья, родителями в условиях единого образовательног о пространства. Создание в образовательном учреждении службы психолого-педаг огического сопровождения позволяет регулировать и согласовывать коррекционные, развивающие, воспитательные стратегии.
Зоткина Наталия Николаевна, педагог-психолог
# Зоткина Наталия Николаевна, педагог-психолог 25.06.2021 22:43
Здравствуйте, мне очень близка тема развития эмоционального интеллекта. В нашем детском саду организована поддержка детей с ОВЗ: коррекционно-ра звивающая работа (индивидуальные и подгрупповые занятия с педагогом-психо логом), профилактика проблем в эмоционально-во левой сфере. В старших и подготовительны х группах проходят еженедельные занятия по социально-комму никативному развитию "Я познаю себя". Цель данных занятий развитие эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста. Дети знакомятся с основными эмоциями человека, учатся управлять своим настроением, проигрывают этюды, учатся основам психогимнастики . Дети с ОВЗ занимаются с ровесниками своей группы, что помогает им не чувствовать свою "исключительнос ть", а быть полноценными участниками образовательног о процесса. Робкие и застенчивые дети играют "роль" лидера, дети с признаками агрессии выплескивают свои эмоции на "подушках для битья" и т.д. Итоговое диагностировани е в конце учебного года позволяет проследить положительную динамику в развитии эмоционально- волевой сферы у детей с ОВЗ.

Обсуждение данной статьи закрыто

Наши друзья и партнеры

Министрерство образования и науки РФФедеральные образовательные стандартыТамбовский институт повышения квалификации работников образования Тамбов ВикиИздательство ПросвящениеВоспитательная и внеучебная деятельность в школе